На нашем сайте представлены около 1000 заданий для подготовки к ЦТ по русскому языку. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.
читать полностью: спецификация.
Работа состоит из 40 заданий: заданий I уровня
Задания с выбором верного ответа (Часть A) — 18, заданий с кратким ответом (Часть B) — 22.
Часть А включает задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр.
Работа рассчитана на 120 минут.
№ | Разделы программного материала | Количество заданий |
Процент от общего количества |
1 | Орфография (включая правописание частей речи) | 13 | 32,5 |
2 | Пунктуация | 9 | 22,5 |
3 | Лексика | 3 | 7,5 |
4 | Культура речи | 3 | 7,5 |
5 | Фонетика | 1 | 2,5 |
6 | Состав слова. Образование слов | 2 | 5,0 |
7 | Морфология | 4 | 10,0 |
8 | Синтаксис | 3 | 7,5 |
9 | Текст. Стили речи | 2 | 5,0 |
В тесте проверяются сформированность знаний о системе русского языка на всех его уровнях, владение нормами языка и речи. В соответствии с этим абитуриенты должны:
− иметь представление о языке как системе;
− знать особенности фонетики русского языка, уметь различать звуки и буквы, устанавливать между ними соответствие, различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
− иметь представление о своеобразии и богатстве лексического и фразеологического состава русского языка, соотносить слова с определенными лексико-семантическими группами, адекватно воспринимать значение слова или фразеологизма в тексте, разграничивать значения многозначных слов и оттенки значений синонимов, многозначные слова и омонимы; обнаруживать антонимические отношения между словами;
− знать основные виды морфем и основные способы словообразования, уметь определять морфемный состав и способ образования слов; разграничивать однокоренные слова и формы одного слова; разграничивать словообразовательные и формообразовательные морфемы;
− знать основные понятия морфологии и классификацию частей речи, знать морфологические категории разных частей речи, уметь определять морфологические признаки частей речи и распознавать части речи в тексте на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков;
− владеть основными орфографическими нормами, уметь распознавать в слове орфограмму по ее признакам, определять морфему, в которой находится орфограмма, а также находить орфографические ошибки;
− знать основные единицы синтаксиса, их типы и виды; уметь обнаруживать главное и зависимое слово в словосочетании, вычленять из предложений словосочетания, определять виды синтаксической связи слов в словосочетании, синтаксическую роль слов (словосочетаний) в предложении, разграничивать типы сказуемого, определять тип простого предложения по количеству главных членов, разграничивать конструкции, осложняющие предложения, определять тип сложного предложения, определять вид придаточной части в сложноподчиненном предложении, разграничивать союзы и союзные слова;
− владеть основными пунктуационными нормами; уметь находить в предложении смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и пунктуационные ошибки;
− владеть основными сведениями по культуре речи (речевая, произносительная, словообразовательная, морфологическая и синтаксическая нормы), уметь находить нарушения норм речи;
− иметь представление о функционально-стилистической системе русского языка и основных стилеобразующих языковых средствах, использовать эти знания для определения стилистической принадлежности текста;
− владеть основными речеведческими понятиями, проводить на их основе смысловой и композиционный анализ текста, уметь определять тип речи, находить и определять средства связи между предложениями в тексте.
Первый профильный | Второй профильный | Все предметы | |
Белорусский язык Русский язык | 25–100 баллов | 10–100 баллов | 7–100 баллов* |
Математика Физика Химия Биология | 20–100 баллов | 10–100 баллов | |
Обществоведение География | 25–100 баллов | 15–100 баллов |
* В Университет гражданской защиты МЧС РБ, Военную академию РБ, Институт пограничной службы РБ, на военные факультеты и специальности «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство», «Сельское строительство и обустройство территорий», «Мелиорация и водное хозяйство», «Агроинженерия»
A1−A18 |
2 балл — верно 1 балл — частично верно 0 баллов — неверно | B1–B7, B9–B12, B14–B17 |
2 балла — верно 0 баллов — неверно |
B8, B13, B18−B22 |
2 балла — верно 1 балл — частично верно 0 баллов — неверно |
Частично верным ответ будет засчитан в случаях, если в задании с несколькими верными ответами 1, 3, 5 выбрано, либо на один ответ больше, либо на один меньше: например 1, 2, 3, 5, и 1, 3, соответственно. А если выбрано 1, 3, 4, то ответ будет считаться неправильным, так как тут две ошибки (неправильно выбран ответ 4 и не выбран правильный — 5). Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой.