О тестировании

Расписание ЦТ/ЦЭ−2024

ДатаЦТ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
3 июня (пн)математика, биология, иностранные языки, география, всемирная история (новейшее время)
6 июня (чт)физика, химия, история Беларуси, обществоведение
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы
21 июня (вт)резерв: все учебные предметы, кроме русского языка и белорусского языка
23 июня (чт)резерв: русский язык и белорусский язык
ДатаЦЭ
27 мая (пн)физика, математика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география
30 мая (чт)белорусский язык, русский язык
19 июня (ср)резерв: все учебные предметы

Источник.

На нашем сайте пред­став­ле­ны около 1000 за­да­ний для под­го­тов­ки к ЦТ по рус­ско­му языку. Общий план эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты пред­став­лен ниже.



ПЛАН ЭК­ЗА­МЕ­НА­ЦИ­ОН­НОЙ РА­БО­ТЫ ЦТ ПО РУС­СКО­МУ ЯЗЫКУ 2024 ГОДА
читать полностью: спецификация.


Ра­бо­та со­сто­ит из 40 за­да­ний: за­да­ний I уров­ня слож­но­сти — 4 (10%), за­да­ния II уров­ня слож­но­сти — 10 (25%), III уров­ня слож­но­сти — 16 (40%), IV уров­ня слож­но­сти — 6 (15%), V уровня сложности — 4 (10%).

За­да­ния с вы­бо­ром вер­но­го от­ве­та (Часть A) — 18, за­да­ний с крат­ким от­ве­том (Часть B) — 22.

Часть А включает задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов из пяти предложенных. Часть В включает задания открытого типа, при выполнении которых необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр.

Ра­бо­та рас­счи­та­на на 120 минут.


Раз­де­лы про­грамм­но­го ма­те­ри­а­ла Ко­ли­че­ство
за­да­ний
Про­цент
от об­ще­го
ко­ли­че­ства
1 Ор­фо­гра­фия (вклю­чая пра­во­пи­са­ние ча­стей речи) 13 32,5
2 Пунк­ту­а­ция 9 22,5
3 Лек­си­ка 3 7,5
4 Куль­ту­ра речи 3 7,5
5 Фо­не­ти­ка 1 2,5
6 Со­став слова. Об­ра­зо­ва­ние слов 2 5,0
7 Мор­фо­ло­гия 4 10,0
8 Син­так­сис 3 7,5
9 Текст. Стили речи 2 5,0


ОБЪ­ЕК­ТЫ КОН­ТРО­ЛЯ

В тесте про­ве­ря­ют­ся сфор­ми­ро­ван­ность зна­ний о си­сте­ме рус­ско­го языка на всех его уров­нях, вла­де­ние нор­ма­ми языка и речи. В со­от­вет­ствии с этим аби­ту­ри­ен­ты долж­ны:

− иметь пред­став­ле­ние о языке как си­сте­ме;

− знать осо­бен­но­сти фо­не­ти­ки рус­ско­го языка, уметь раз­ли­чать звуки и буквы, уста­нав­ли­вать между ними со­от­вет­ствие, раз­ли­чать звон­кие и глу­хие, твер­дые и мяг­кие со­глас­ные;

− иметь пред­став­ле­ние о свое­об­ра­зии и бо­гат­стве лек­си­че­ско­го и фра­зео­ло­ги­че­ско­го со­ста­ва рус­ско­го языка, со­от­но­сить слова с опре­де­лен­ны­ми лек­си­ко-се­ман­ти­че­ски­ми груп­па­ми, адек­ват­но вос­при­ни­мать зна­че­ние слова или фра­зео­ло­гиз­ма в тек­сте, раз­гра­ни­чи­вать зна­че­ния мно­го­знач­ных слов и от­тен­ки зна­че­ний си­но­ни­мов, мно­го­знач­ные слова и омо­ни­мы; об­на­ру­жи­вать ан­то­ни­ми­че­ские от­но­ше­ния между сло­ва­ми;

− знать ос­нов­ные виды мор­фем и ос­нов­ные спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния, уметь опре­де­лять мор­фем­ный со­став и спо­соб об­ра­зо­ва­ния слов; раз­гра­ни­чи­вать од­но­ко­рен­ные слова и формы од­но­го слова; раз­гра­ни­чи­вать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы;

− знать ос­нов­ные по­ня­тия мор­фо­ло­гии и клас­си­фи­ка­цию ча­стей речи, знать мор­фо­ло­ги­че­ские ка­те­го­рии раз­ных ча­стей речи, уметь опре­де­лять мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки ча­стей речи и рас­по­зна­вать части речи в тек­сте на ос­но­ве их смыс­ло­вых, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков;

− вла­деть ос­нов­ны­ми ор­фо­гра­фи­че­ски­ми нор­ма­ми, уметь рас­по­зна­вать в слове ор­фо­грам­му по ее при­зна­кам, опре­де­лять мор­фе­му, в ко­то­рой на­хо­дит­ся ор­фо­грам­ма, а также на­хо­дить ор­фо­гра­фи­че­ские ошиб­ки;

− знать ос­нов­ные еди­ни­цы син­так­си­са, их типы и виды; уметь об­на­ру­жи­вать глав­ное и за­ви­си­мое слово в сло­во­со­че­та­нии, вы­чле­нять из пред­ло­же­ний сло­во­со­че­та­ния, опре­де­лять виды син­так­си­че­ской связи слов в сло­во­со­че­та­нии, син­так­си­че­скую роль слов (сло­во­со­че­та­ний) в пред­ло­же­нии, раз­гра­ни­чи­вать типы ска­зу­е­мо­го, опре­де­лять тип про­сто­го пред­ло­же­ния по ко­ли­че­ству глав­ных чле­нов, раз­гра­ни­чи­вать кон­струк­ции, ослож­ня­ю­щие пред­ло­же­ния, опре­де­лять тип слож­но­го пред­ло­же­ния, опре­де­лять вид при­да­точ­ной части в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, раз­гра­ни­чи­вать союзы и со­юз­ные слова;

− вла­деть ос­нов­ны­ми пунк­ту­а­ци­он­ны­ми нор­ма­ми; уметь на­хо­дить в пред­ло­же­нии смыс­ло­вые от­рез­ки, тре­бу­ю­щие вы­де­ле­ния зна­ка­ми пре­пи­на­ния, и пунк­ту­а­ци­он­ные ошиб­ки;

− вла­деть ос­нов­ны­ми све­де­ни­я­ми по куль­ту­ре речи (ре­че­вая, про­из­но­си­тель­ная, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная, мор­фо­ло­ги­че­ская и син­так­си­че­ская нормы), уметь на­хо­дить на­ру­ше­ния норм речи;

− иметь пред­став­ле­ние о функ­ци­о­наль­но-сти­ли­сти­че­ской си­сте­ме рус­ско­го языка и ос­нов­ных сти­ле­об­ра­зу­ю­щих язы­ко­вых сред­ствах, ис­поль­зо­вать эти зна­ния для опре­де­ле­ния сти­ли­сти­че­ской при­над­леж­но­сти тек­ста;

− вла­деть ос­нов­ны­ми ре­че­вед­че­ски­ми по­ня­ти­я­ми, про­во­дить на их ос­но­ве смыс­ло­вой и ком­по­зи­ци­он­ный ана­лиз тек­ста, уметь опре­де­лять тип речи, на­хо­дить и опре­де­лять сред­ства связи между пред­ло­же­ни­я­ми в тек­сте.



МИ­НИ­МАЛЬ­НЫЕ БАЛЛЫ

Пер­вый
про­филь­ный
Вто­рой
про­филь­ный
Все
пред­ме­ты
Бе­ло­рус­ский язык
Рус­ский язык
25–100
бал­лов
10–100
бал­лов
7–100
бал­лов*
Ма­те­ма­ти­ка
Фи­зи­ка
Химия
Био­ло­гия
20–100
бал­лов
10–100
бал­лов
Ис­то­рия Бе­ла­ру­си
Все­мир­ная ис­то­рия
Об­ще­ство­ве­де­ние
Гео­гра­фия
Ино­стран­ные языки
25–100
бал­лов
15–100
бал­лов

* В Уни­вер­си­тет граж­дан­ской за­щи­ты МЧС РБ, Во­ен­ную ака­де­мию РБ, Ин­сти­тут по­гра­нич­ной служ­бы РБ, на во­ен­ные фа­куль­те­ты и спе­ци­аль­нос­ти «Про­из­водст­во, хра­не­ние и пе­ре­ра­бот­ка про­дук­ции рас­те­ние­водст­ва», «Жи­вот­но­водст­во. Ры­бо­водст­во. Пче­ло­водст­во», «Сель­ское стро­и­тельст­во и обуст­ройст­во тер­ри­то­рий», «Ме­лио­ра­ция и вод­ное хо­зяйст­во», «Аг­ро­ин­же­не­рия»


КАК СЧИ­ТА­ЮТ­СЯ БАЛЛЫ ЦТ

A1−A18 2 балл — верно
1 балл — ча­стич­но верно
0 бал­лов — не­вер­но
B1–B7, B9–B12, B14–B17 2 балла — верно
0 бал­лов — не­вер­но
B8, B13, B18−B22 2 балла — верно
1 балл — ча­стич­но верно
0 бал­лов — не­вер­но

Ча­стич­но вер­ным ответ будет за­счи­тан в слу­ча­ях, если в за­да­нии с не­сколь­ки­ми вер­ны­ми от­ве­та­ми 1, 3, 5 вы­бра­но, либо на один ответ боль­ше, либо на один мень­ше: на­при­мер 1, 2, 3, 5, и 1, 3, со­от­вет­ствен­но. А если вы­бра­но 1, 3, 4, то ответ будет счи­тать­ся не­пра­виль­ным, так как тут две ошиб­ки (не­пра­виль­но вы­бран ответ 4 и не вы­бран пра­виль­ный — 5). Когда в части В нужно со­по­ста­вить по­ня­тия и опре­де­ле­ния (А1Б2В4Г3), ча­стич­но пра­виль­ным счи­та­ет­ся за­да­ние с одной не­пра­виль­ной циф­рой.



ОФИ­ЦИ­АЛЬ­НАЯ ШКАЛА 2023 ГОДА

Пер­вич­ный балл
Те­сто­вый балл
0
0
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
8
9
9
10
10
12
11
14
12
16
13
18
14
20
15
22
16
23
17
25
18
27
19
28
20
29
21
31
22
32
23
34
24
35
25
36
26
37
27
38
28
39
29
41
30
42
31
43
32
44
33
45
34
46
35
47
36
48
37
49
38
50
39
51
40
52
41
53
42
54
43
55
44
56
45
57
46
58
47
59
48
60
49
61
50
62
51
63
52
64
53
65
54
66
55
67
56
68
57
69
58
70
59
71
60
72
61
73
62
74
63
75
64
76
65
77
66
78
67
79
68
80
69
81
70
82
71
83
72
84
73
85
74
87
75
89
76
90
77
92
78
96
79
98
80
100