Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 108136
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) при­е­хать на г..стро­ли;
2) в зар..слях кра­пи­вы;
3) зар..жде­ние звез­ды;
4) ср..щение лок­те­вой кости
5) м..рщи­ни­стое лицо.
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) выч..тание;
2) дез..ртир;
3) пр..тен­дент;
4) посв..щать в тайну;
5) выд..рнуть с кор­нем.
3.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) базис..ный, або­нен..ка;
2) ба­ра­бан..щик, не смог до­тя­нут..ся;
3) вкла..чики банка, сер..це­ви­на;
4) в о..деле кад­ров, пре­вос­хо..ство;
5) обе..цве­тить, бе..связ­ный.
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) деш..вый;
2) крюч..к;
3) копч..ная кол­ба­са;
4) с ковш..м;
5) ров­ный ш..в.
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) длин­но­ухие зайц.., об..грать со­пер­ни­ка;
2) пишеш.. чер­ни­ла­ми, жа­ре­ная дич..;
3) до­ро­га в об..езд, неб..юща­я­ся чашка;
4) ин­фор­мац..я, аукц..он;
5) чудом уц..леть, пост..мпрес­си­о­низм.
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) на остром лезви.., книж..ца;
2) на­стойч..вый, устра..вать ве­че­рин­ку;
3) ехать на гру­зо­вой машин.., удушл..вый;
4) ма­лень­кий ленив..ц, на ка­ча­ющ..мся па­ро­ме;
5) в тёмном ущель.., ко­ло­соч.к.
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) со­сре­до­точ..вший­ся на ра­бо­те;
2) кон­тро­ли­ру..мый го­су­дар­ством;
3) засе..нное рожью поле;
4) за­кашл..л от сму­ще­ния;
5) мы про­пол..м гряд­ки.
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) вяле..ое мясо, рас­хва­ле..ый сту­дент;
2) имени..ик, до­го­ворё..ость;
3) дуб­ли­ро­ва..ый фильм, без­бо­лез­не..ый укол;
4) квар­ти­ра за­стра­хо­ва..а хо­зя­е­ва­ми, от­ве­тить об­ду­ма..о;
5) мощё..ая бу­лыж­ни­ком до­ро­га, участ­ни­ки кон­кур­са ю..ы и оча­ро­ва­тель­ны.
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)учти­во, а грубо от­ве­тить; край­не (не)же­ла­тель­ные траты;
2) (не)по­здо­ро­вав­шись с нами; за­да­ние до сих нор (не)вы­пол­не­но;
3) (не)спор­тив­ный зал; (не)тер­пя­щий воз­ра­же­ний;
4) (не)тот­час ото­звал­ся; ни­ко­му (не)из­вест­ный певец;
5) об­на­ру­жи­лись (не)по­лад­ки; (не)боль­шая, но со­дер­жа­тель­ная речь.
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

Ев­ге­ний Ев­ге­нье­вич гру­стил, тоск­ли­во по­гля­ды­вая по сто­ро­нам, и даже за весь вечер 1) н.. разу 2) н.. улыб­нул­ся. Это 3) н.. могло 4) н.. бес­по­ко­ить его дру­зей. Од­на­ко, как 5) н.. пы­та­лись они вы­яс­нить при­чи­ну гру­сти, ни­че­го узнать так и не уда­лось.

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (сос­но­во)берёзовый лес;
2) (контр)пред­ло­же­ние;
3) (полу)ав­то­мат;
4) (по)лет­не­му жарко;
5) (свето)мас­ки­ро­воч­ные шторы.
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Нам при­ш­лось сде­лать всё, что(6ы) люди по­ве­ри­ли в не­ви­нов­ность сто­ро­жа.
2) Я был (в)роде того ви­тя­зя с кар­ти­ны, ко­то­рый не знает сво­е­го пути.
3) Малыш точно так(же), как и я, молча по­ма­хал рукой в ответ.
4) Он мог ви­сеть в воз­ду­хе без вся­кой опоры (в)те­че­ние не­сколь­ких се­кунд.
5) Мы хо­те­ли быст­ро по­ста­вить па­лат­ки, но про­во­зи­лись с ними (до)темна.
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Слово учи­те­ля _ есть ничем не за­ме­ни­мый ин­стру­мент воз­дей­ствия на душу вос­пи­тан­ни­ка.
2) Рус­ская ли­те­ра­ту­ра де­вят­на­дца­то­го века _ одна из вер­шин ми­ро­вой куль­ту­ры.
3) Шум реки, стук дятла и крик се­лез­ней _ всё сли­ва­лось в одну бод­рую и ра­дост­ную ме­ло­дию.
4) Пе­ще­ра _ это при­род­ный музей, хра­ня­щий сви­де­тель­ства про­шло­го, рас­ска­зы­ва­ю­щий о ми­нув­ших зем­ле­тря­се­ни­ях.
5) Сос­но­вый лес _ пре­кра­сен во все вре­ме­на года и в любую по­го­ду.
14.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Спу­стись с небес брат и пра­виль­но оцени своё по­ло­же­ние.
2) На этом от­рез­ке пути знал до­ро­гу толь­ко Са­ве­лий муж­чи­на лет трид­ца­ти.
3) Оглу­ши­тель­ный звон куз­не­чи­ков не­пре­рыв­но пре­сле­ду­ет пут­ни­ка тихо бре­ду­ще­го вдоль на­ез­жен­ной до­ро­ги.
4) Ветер пе­ре­ли­сты­вал за­бы­тую на окне книгу.
5) В тихом воз­ду­хе рас­сы­па­ясь по степи пронёсся какой-то не­яс­ный звук.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Небо над зной­ной сте­пью ка­за­лось без­дон­ным.
2) Впро­чем такие слу­чаи в нашей де­рев­не весь­ма редки.
3) Из­вест­но что в Га­лак­ти­ке су­ще­ству­ет огром­ное число сверх­мас­сив­ных звёзд.
4) Этот валун воз­мож­но был жерт­вен­ным свя­щен­ным кам­нем.
5) Вы мне как будто этого не го­во­ри­ли.
16.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ].

1) Плыла стай­ка чер­но­мор­ских дель­фи­нов и их дви­же­ния ка­за­лись нам по-дет­ски тро­га­тель­ны­ми.
2) Лодку кру­ти­ло захлёсты­ва­ло и несло в со­вер­шен­но не­ве­до­мом нам на­прав­ле­нии.
3) В саду в на­ча­ле ап­ре­ля уже шу­ме­ли сквор­цы и ле­та­ли ба­боч­ки.
4) Плющ и дикий ви­но­град росли сво­бод­но не зная са­до­вых нож­ниц и плот­но об­ви­ва­ли бе­сед­ку.
5) Я иду по зим­не­му лесу и мороз щип­лет мне щёки.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я видел, что доб­рое от­но­ше­ние ко мне сму­ща­ет его при дру­гих и ста­рал­ся в такие ми­ну­ты ничем не вы­да­вать сво­е­го при­сут­ствия.
2) Там где дол­жен был сто­ять Ричард, ни­ко­го не было.
3) Тело, серд­це и ум че­ло­ве­ка так на­сто­я­тель­но тре­бу­ют труда, что если у че­ло­ве­ка нет лю­би­мой ра­бо­ты, то он те­ря­ет на­сто­я­щую до­ро­гу в жизни.
4) Хо­ро­шо, когда есть воз­мож­ность в любую ми­ну­ту выйти в парк, где всё рас­по­ла­га­ет к при­ят­ным вос­по­ми­на­ни­ям.
5) Ка­за­лось, что воз­дух замёрз и что между землёй и луной оста­лась одна пу­сто­та.
18.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях:

1) Я ни­сколь­ко не со­мне­ва­юсь: мир слов за­га­до­чен и не­ис­чер­па­ем, как кос­мос и Все­лен­ная.
2) Вес­ной сна­ча­ла цветёт лан­дыш; потом вски­па­ет белым цве­том черёмуха, затем скром­но рас­пус­ка­ет­ся ши­пов­ник.
3) Моя сест­ра об­ла­да­ла одним уди­ви­тель­ным свой­ством: она пре­вра­ща­ла любое дей­ствие в про­ис­ше­ствие.
4) Уби­ра­ешь се­зон­ную обувь на хра­не­ние: не за­будь про­су­шить её и об­ра­бо­тать смяг­ча­ю­щим кре­мом.
5) Су­ме­ешь при­ру­чить ежон­ка — при­об­ретёшь за­бав­но­го до­маш­не­го пи­том­ца и не­уто­ми­мо­го сто­ро­жа в саду и ого­ро­де.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Пи­са­тель Ф. А. Ис­кан­дер иро­нич­но за­ме­чал, что: «хо­ро­шо под­да­ют­ся вос­пи­та­нию как раз те, кто не нуж­да­ет­ся в вос­пи­та­нии».
2) Прой­дя мно­же­ство ко­ри­до­ров, пе­ре­хо­дов, арок, он не вы­дер­жал и спро­сил: «Как вы умуд­ря­е­тесь здесь не за­блу­дить­ся?»
3) «На­зо­ви­те вашу долж­ность», — по­про­си­ла де­вуш­ка из окош­ка. «По­мощ­ник опе­ра­то­ра», — от­ве­тил за меня Гурин.
4) «Мне хо­те­лось бы по­го­во­рить с тобой, — ска­за­ла Катя и по­про­си­ла: — При­хо­ди се­год­ня в по­ло­ви­не вось­мо­го на Три­ум­фаль­ную пло­щадь».
5) — А вы меня спра­ши­ва­ли об этом рань­ше? — вски­пел Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич от такой бес­такт­но­сти: — Марш сей­час же от­сю­да!
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Под сплош­ной твёрдой зе­ле­нью кув­ши­нок была скры­та тихая река, не­по­движ­ная_ как бо­ло­то.
2) В зтой празд­нич­ной су­ма­то­хе на­ка­ну­не Рож­де­ства она чув­ство­ва­ла себя_ как рыба в воде.
3) Спе­ре­ди Рейн­ский во­до­пад есть не что иное_ как не­вы­со­кий во­дя­ной уступ.
4) Это по­со­бие можно ис­поль­зо­вать в ка­че­стве до­пол­ни­тель­но­го ма­те­ри­а­ла_ как для за­ня­тий дома_ так и на уро­ках рус­ско­го языка.
5) Се­го­дняш­ний день для меня был_ как празд­ник.
21.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

Мы были силь­но увле­че­ны сбо­ром гри­бов 1)_ и 2)_ когда бро­ди­ли по лесу, никто из нас даже не за­ме­тил, как исчез из виду Гай­дар; когда же мы вы­хо­ди­ли из лесу, ещё из­да­ли уви­де­ли 3)_ Гай­дар стоит на до­ро­ге 4)_ и вы­гля­дит аб­со­лют­но до­воль­ным 5)_ и жиз­не­ра­дост­ным.

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
22.  
i

Какие фра­зео­ло­гиз­мы со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии слову?

Когда тре­вож­но, бес­по­кой­но, осо­бен­но важна дру­же­ская под­держ­ка.

1) кошки скре­бут на душе;
2) стоят горой;
3) душа не на месте;
4) душа поёт;
5) душа на­рас­паш­ку.
23.  
i

Ука­жи­те, какие слова имеют такое же стро­е­ние, как и слово по­силь­ный:

1) об­но­вил;
2) без­ры­бье;
3) за­ма­зан;
4) за­го­то­воч­ный;
5) отоп­ле­ние.
24.  
i

Вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся со­ю­за­ми и свя­зы­ва­ют части слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния:

1) Он хо­ро­шо пом­нил место, где кед­ро­вый бор пе­ре­хо­дил в пес­ча­ный пляж.
2) От ра­до­сти я не шёл, а бежал впри­прыж­ку, так что надо было меня дер­жать за руки.
3) Не­смот­ря на внеш­нюю мощь и ве­ли­чие, кедр — де­ре­во све­то­лю­би­вое и неж­ное.
4) Ти­ши­ну на­ру­шат не столь­ко лай собак, сколь­ко крик со­сед­ско­го пе­ту­ха.
5) Пока в доме все ещё спали, он встре­чал вос­ход солн­ца.
25.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Он готов в се­ре­ди­не де­каб­ря вер­нуть­ся в род­ной город со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое.
2) В пред­ло­же­нии Са­ни­тар Нефёдов помог жен­щи­не дойти до па­ла­ты вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
3) Обе гла­голь­ные формы едут, за­хо­те­ли могут упо­треб­лять­ся в ка­че­стве ска­зу­е­мо­го не­опре­делённо-лич­но­го пред­ло­же­ния.
4) Пред­ло­же­ние Где от­ды­ха­ешь, при­я­тель? яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным, рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Пу­стын­ная река стала живым, не умол­ка­ю­щим весь год путём ослож­не­но обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.
26.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он го­во­рил с нами иро­нич­ным тоном.
2) Со­ве­тую это за­пом­нить, то есть за­ру­бить себе на ус, и боль­ше не со­вер­шать таких по­ступ­ков.
3) Он по­ни­ма­ет, что чест­ный труд при­но­сит поль­зу об­ще­ству.
4) Тре­нер про­ана­ли­зи­ро­вал ошиб­ки нашей фут­боль­ной ко­ман­ды и подвёл не­об­хо­ди­мые вы­во­ды.
5) Сим­во­лы бе­ло­рус­ско­го ор­на­мен­та имеют глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, сим­во­лизм ко­то­ро­го мно­гие уже не осо­зна­ют.
27.  
i

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Вме­сте с обо­и­ми до­черь­ми он про­си­дел в аэро­пор­ту два дня.
2) На рас­про­да­же он купил не­сколь­ко пар бо­ти­нок.
3) Какой ущерб биз­не­су могут на­не­сти не­доб­ро­со­вест­ные бух­гал­те­ры?
4) Тре­нер подошёл к ей по­го­во­рить о пред­сто­я­щих со­рев­но­ва­ни­ях.
5) На обеих бе­ре­гах реки рас­ки­ну­лось село.
28.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Учёный вы­ска­зал ори­ги­наль­ную точку зре­ния на при­чи­ны гло­баль­но­го по­теп­ле­ния.
2) Крат­ко­вре­мен­ный успех филь­ма в про­ка­те не толь­ко свя­зан со сла­бо­стью сце­на­рия, но и с не­удач­ным под­бо­ром актёров.
3) Яркая цвет­ная бу­ма­га сразу при­влек­ла вни­ма­ние де­воч­ки, в ко­то­рую был завёрнут по­да­рок.
4) Ис­поль­зу­е­мые при стро­и­тель­стве со­вре­мен­ных зда­ний ма­те­ри­а­лы от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой проч­но­стью и тех­но­ло­гич­но­стью.
5) Про­си­дев за ком­пью­те­ром весь вечер, может за­бо­леть го­ло­ва.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Та­лант­ли­вый учёный.
2) Уди­ви­тель­ная тру­до­спо­соб­ность Петра Иг­на­тье­ви­ча.
3) От­сут­ствие веры в не­по­гре­ши­мость науки.
4) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там.
5) На­уч­ные от­кры­тия.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи;
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи;
3) тип речи — опи­са­ние с эле­мен­та­ми рас­суж­де­ния;
4) тип речи — по­вест­во­ва­ние;
5) за­да­ча речи — рас­ска­зать о том, как учёные де­ла­ют боль­шие на­уч­ные от­кры­тия.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 9−12) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и ме­сто­име­ния. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 13) в об­ласть от­ве­тов.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 2−4 слово, упо­треблённое в зна­че­нии 'объём, ши­ро­та ин­те­ре­сов, зна­ний'. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 10−11 слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит озвон­че­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Под­бе­ри­те слово, от ко­то­ро­го об­ра­зо­ван гла­гол, вы­де­лен­ный в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в на­чаль­ной форме.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Ука­жи­те мор­фо­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 1-м пред­ло­же­нии тек­ста.

Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (в по­ряд­ке воз­рас­та­ния). На­при­мер, 1245.

1)  имя при­ла­га­тель­ное;

2)  при­ча­стие (осо­бая форма гла­го­ла);

3)  на­чаль­ная форма  — скри­петь;

4)  дей­стви­тель­ное;

5)  ка­че­ствен­ное.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

От вок­за­ла до буль­ва­ра Игорь шёл на­лег­ке: бу­лоч­ки он доел, а рюк­зак сдал в ка­ме­ру хра­не­ния. Город в этот утрен­ний час по­ра­жал ти­ши­ной. Про­хо­жих почти не было, ред­кие жёлто-крас­ные тро­лей­бу­сы шли пу­стые. Кое-где ещё го­ре­ли фо­на­ри. Виды род­ных улиц рас­тро­га­ли его, и он сму­тил­ся сво­е­го чув­ства.

37.  
i

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях имена су­ще­стви­тель­ные, опре­де­ли­те их падеж и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Здесь шим­пан­зе было про­хлад­но.

Б.  Еже­днев­но нас при­гла­ша­ли по­обе­дать две со­сед­ки.

В.  Где можно уви­деть бобра?

Г.  Я стал под­ни­мать­ся по кру­той и скольз­кой тро­пин­ке.

1.  име­ни­тель­ный

2.  ро­ди­тель­ный

3.  да­тель­ный

4.  ви­ни­тель­ный

5.  тво­ри­тель­ный

6.  пред­лож­ный

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки гла­го­лов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  по­тер­пел бы

Б.  вспа­ши́те

В.  до­бе­жит

Г.  за­хру­стеть

1.  I спря­же­ние, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

2.  II спря­же­ние, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

3.  II спря­же­ние, в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни

4.  раз­но­спря­га­е­мый, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

5.  I спря­же­ние, зна­че­ние вре­ме­ни не опре­де­ля­ет­ся

6.  II спря­же­ние, зна­че­ние вре­ме­ни не опре­де­ля­ет­ся

39.  
i

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  к тому столу

Б.  мень­ше ми­зин­ца

В.  уме­ние ри­со­вать

Г.  ни­ко­го не ви­нить

1.  со­гла­со­ва­ние

2.  управ­ле­ние

3.  при­мы­ка­ние

40.  
i

Опре­де­ли­те виды при­да­точ­ных ча­стей в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Как бы вни­ма­тель­но ни про­ве­рял текст, вся­кий раз про­пус­кал какую-ни­будь опе­чат­ку.

Б.  Обед стоил так до­ро­го, что я даже не смог поз­во­лить себе кофе.

В.  Ди­рек­тор край­не за­ин­те­ре­со­ван, чтобы по­став­щи­ка­ми обо­ру­до­ва­ния были бе­ло­рус­ские пред­при­я­тия.

Г.  Он любил такие лет­ние ве­че­ра, когда на дворе свет­ло даже в самое позд­нее время.

1.  опре­де­ли­тель­ная

2.  изъ­яс­ни­тель­ная

3.  цели

4.  вре­ме­ни

5.  уступ­ки

6.  сте­пе­ни