Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2015
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 23

Централизованное тестирование по русскому языку, 2015

1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) попл..вок
2) водор..сли
3) нак..лить до­крас­на
4) об..няние
5) сост..влять
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) д..путат, пр..влёк к ра­бо­те
2) обл..гче­ние, пр..об­ла­да­ет кедр
3) зап..реть­ся на ключ, пр..за­ду­мать­ся
4) тр..пе­та­нье ли­сточ­ка, с..де­ю­щий отец
5) р..визия, выж..гать узор
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) во(с/сс)оеди­не­ние
2) ко(л/лл)орит­ный
3) карма(н/нн)ый
4) ми(л/лл)иард
5) ра(с/сс)тря­сти
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) холщ..вый мешок
2) с врач..м
3) жа­ре­ная печ..нка
4) ис­пы­тать ш..к
5) мощ..ная улица
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) мыш..як, с..ёжить­ся
2) дефиц..тный, мотоц..клист
3) две улиц.., пред..гро­вой
4) без..сход­ный, сверх..де­аль­ный
5) спе­лая рож.., от­влеч..ся.
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) по­езд­ка по Нор­ве­ги.., о де­вушк..
2) с на­рас­та­ющ..м гулом, один кру­жоч..к
3) при ранн..м вос­ход..
4) с за­блудш..й овцой, он вла­дел..ц дома
5) при­ветл..вый, бус..нка
7.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) обещ..нный от­пуск
2) она опе­чал..тся
3) не­про­би­ва..мый
4) ис­порт..вший бланк
5) ты за­стрян..шь
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) весь­ма (не)лёгкое дело, (не)рас­крыв­ший­ся цве­ток
2) чай (не)выпит (не)кра­си­вая, но оба­я­тель­ная де­воч­ка
3) при­е­хал (не)ожи­дан­но; (не)по­бе­да, а по­ра­же­ние
4) (не)сму­тил­ся, от­нюдь (не)зна­ко­мый марш­рут
5) едва (не)опоз­дав­ший на поезд, (не)объ­яс­нив
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

От­пус­кая тебя в Пе­тер­бург, 1)н.. могу 2)н.. дать тебе совет: как 3)н.. труд­но, по­ста­вив перед собой цель, 4) н..когда 5)н.. оста­нав­ли­вай­ся на по­ло­ви­не пути, иди до са­мо­го конца, все­гда помни: луч­шее сред­ство от скуки и пло­хо­го на­стро­е­ния - ра­бо­та.

5)  
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (мясо)кон­серв­ный
2) (по)се­мей­но­му сход­ству
3) (учеб­но)вос­пи­та­тель­ный про­цесс
4) (пол)ого­ро­да
5) (авиа)почта
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Улица была всё так(же) пу­стын­на, как и утром.
2) В(след­ствие ) сне­го­па­да дви­же­ние на до­ро­гах оста­но­ви­лось.
3) Что(бы) хо­ро­шо знать, надо много учить.
4) В нашей па­мя­ти (на)все­гда оста­нут­ся имена ге­ро­ев войны.
5) Нужно вы­пол­нить это по­ру­че­ние (в)те­че­ние ме­ся­ца.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Озёрные трост­ни­ки_ слов­но вол­ну­ю­ще­е­ся поле по­жел­тев­шей пше­ни­цы.
2) Фольк­лор­ный пер­со­наж Зюзя_ это бог зимы у наших пред­ков в до­хри­сти­ан­ские вре­ме­на.
3) Твой долг_ учить­ся в пол­ную силу.
4) Трам­ваи, люди в штат­ском, афиши и улицы без еди­но­го раз­ру­шен­но­го дома_ всё ка­за­лось уди­ви­тель­ным в пер­вые по­сле­во­ен­ные годы.
5) Пра­во­су­дие_ есть ос­но­ва­ние всех об­ще­ствен­ных доб­ро­де­те­лей.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|... ].

1) Един­ствен­ным его бо­гат­ством на­коп­лен­ным за по­след­ние три года был ве­ло­си­пед.
2) Еже­днев­но пре­сле­ду­ю­щие не­при­я­те­ля вой­ска де­ла­ли пе­ре­хо­ды по трид­цать ки­ло­мет­ров.
3) Наш сад был окружён за­бо­ром то­нув­шим в зе­ле­ни и глу­бо­кой ка­на­вой.
4) На бар­хат­ной ска­тер­ти рас­ши­той ро­за­ми ле­жа­ли тома ста­рых жур­на­лов.
5) Мой конь услы­шав гулко щёлка­ю­щее лес­ное эхо на­сто­ро­жил уши.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) В лесу ста­но­ви­лось всё тише и вдруг пошёл гу­стой снег.
2) В пору ба­бье­го лета сол­неч­ных и сухих дней ко­неч­но боль­ше чем в марте.
3) Итак в ху­до­же­ствен­ном тек­сте важна каж­дая де­таль.
4) Ко­ро­че го­во­ря было видно что село живёт обыч­ной жиз­нью.
5) Это ста­рое по­ме­стье ка­за­лось мне самым уют­ным в окру­ге.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я начал учить­ся чи­тать_ и пи­сать_ и меня тя­ну­ла к себе муд­рость людей, скры­тая в кни­гах.
2) Он рощи по­лю­бил гу­стые, уеди­не­нье, ти­ши­ну_ и ночь_ и звёзды_ и луну.
3) Его твор­че­ское вдох­но­ве­ние со­зда­ва­ло в точ­ной_ и гиб­кой_ про­стой_ и пре­крас­ной форме ве­ли­ча­вые об­ра­зы ста­ри­ны.
4) В гу­стой пше­ни­це_ или ржи не уви­дишь даже са­мо­го бес­печ­но­го_ и са­мо­уве­рен­но­го мы­шон­ка.
5) Такие по­э­ти­че­ские стро­ки рож­да­ют­ся в мо­мент либо вос­тор­га_ либо по­ка­я­ния_ либо от­ча­я­ния_ либо на­деж­ды.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Моя беда в том, что я вроде тех фут­бо­ли­стов, ко­то­рые если и дают кому пас, то ста­ра­ют­ся до­гнать мяч сами и по­лу­чить свою же пе­ре­да­чу.
2) Ше­ле­сте­ла под вет­ром листва в берёзовой роще да по ве­че­рам слы­ша­лись за око­ли­цей песни.
3) Вол­чи­ца ре­ши­лась так близ­ко по­дой­ти к че­ло­ве­че­ско­му жилью, по­то­му что на улице было пусто и не было слыш­но люд­ских го­ло­сов.
4) Среди этих ло­ги­че­ских задач есть такие, ко­то­рые ты ре­шишь сразу и такие, с ко­то­ры­ми не сразу спра­вит­ся даже учи­тель.
5) Как рож­да­ет­ся за­мы­сел и где пи­са­те­ли берут тему?
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Те­перь, в конце июня, в лугах было осо­бен­но хо­ро­шо_ в воз­ду­хе стоял аро­мат ду­ши­стых трав, а с неба гля­де­ло лас­ко­вое лет­нее сол­ныш­ко.
2) Я по­ни­мал_ от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли спа­сти нас может толь­ко слу­чай­ность.
3) На­блю­дая за ней, Пётр всё боль­ше убеж­дал­ся_ она себя нигде, кроме род­ной де­рев­ни, не видит и, рас­суж­дая о пе­ре­ез­де, не верит в его воз­мож­ность.
4) Взойдёт солн­це_ пойдём в лес.
5) Пыль и запах пар­но­го мо­ло­ка ви­се­ли над де­ре­вен­ски­ми ули­ца­ми _ толь­ко что с лес­ных полян при­гна­ли коров.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Ну что за лицо! Кур­но­сый нос, вес­нуш­ки! — бор­мо­тал про себя Коля и от­хо­дил от зер­ка­ла с не­го­до­ва­ни­ем.
2) «В знак мира и со­гла­сия я при­не­су вам букет роз, — го­во­рит Вой­ниц­кий и, уходя, до­бав­ля­ет: — Пре­лест­ные розы».
3) «Спа­си­бо за по­здрав­ле­ние — смущённо ска­за­ла она. — И что не за­бы­ли, спа­си­бо».
4) По­сло­ви­ца гла­сит, что: « тише едешь — даль­ше бу­дешь».
5) — И где вы хо­ди­те ? Спек­такль давно уже на­чал­ся! — за­кри­ча­ла на де­во­чек Рита. — Ты не по­ве­ришь: мы участ­во­ва­ли в по­им­ке бан­ди­та! — со­вра­ла Жень­ка.
19.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он пойдёт на­про­лом_ как мед­ведь сквозь ва­леж­ник.
2) В со­ста­ве экс­пе­ди­ции ра­бо­та­ли_ как био­ло­ги _ так и хи­ми­ки.
3) Такое по­ве­де­ние про­тив­ни­ка можно объ­яс­нить не чем иным_ как рас­те­рян­но­стью и так­ти­че­ской оплош­но­стью.
4) Всё твор­че­ство Пуш­ки­на можно рас­смат­ри­вать_ как осо­бый вид до­ка­за­тель­ства: власть духа выше вла­сти силы.
5) Ве­чер­нее небо стало_ как огром­ная синяя чаша.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Все участ­ни­ки экс­пе­ди­ции с тру­дом раз­ме­сти­лись в са­ло­не на­ше­го самолёта 1)_ и 2)_ когда самолёт на­брал вы­со­ту, я встал и вы­гля­нул из ка­би­ны 3)_ чет­ве­ро учёных в своих объёмных по­ляр­ных курт­ках рас­по­ло­жи­лись у сто­ли­ка 4)_ втис­нув­шись в крес­ла5)_ а ещё один сидел рядом на ящике с ап­па­ра­ту­рой.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те си­но­ни­мы к фра­зео­ло­гиз­му «как с гуся вода»:

1) курам на смех
2) хоть бы что
3) что в лоб, что по лбу
4) всё трын-трава
5) лезть в бу­тыл­ку
22.  
i

Ука­жи­те, какие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки со­став­ле­ны пра­виль­но:

1) за­быть → за­бы­вать → за­бы­вать­ся
2) гу­стой → за­гу­стеть→ за­гу­сте­лый
3) клей → за­кле­ить → за­кле­и­вать
4) мут­ный → мут­неть → по­мут­не­ние
5) друг → дру­же­ский → по-дру­же­ски
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

В бар­хат­ной крас­ной ко­ро­боч­ке ле­жа­ли бо­е­вые ме­да­ли.

1) Муж­ско­го рода
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) в форме мно­же­ствен­но­го числа
4) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Гла­го­лы в услов­ном на­кло­не­нии из­ме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам.
2) Де­е­при­ча­стия бы­ва­ют со­вер­шен­но­го и не­со­вер­шен­но­го вида.
3) По­ез­жай, по­ез­жай­те — это пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла ехать.
4) В пред­ло­же­нии Мне ска­за­ли при­ни­мать этот пре­па­рат толь­ко после еды ин­фи­ни­тив яв­ля­ет­ся ча­стью со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.
5) В гла­голь­ных фор­мах за­ку­по­рить, за­ку­по­рив уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Де­вуш­ка обер­ну­лась назад и уви­де­ла по­дру­гу.
2) В пе­ре­ры­ве ан­трак­та мы вышли в фойе.
3) Сю­же­ты для своих про­из­ве­де­ний ан­тич­ные пи­са­те­ли обыч­но брали из ми­фо­ло­гии.
4) Наши то­ва­ры идут на им­порт в раз­ные стра­ны мира.
5) Зна­чи­тель­ная часть ма­те­ри­ка рас­по­ло­же­на в уме­рен­ном кли­ма­ти­че­ском поясе.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Си­дя­щий малыш на руках у мамы про­тя­нул ко мне ла­до­шки.
2) Иней лежал не толь­ко на траве, но и на ска­мей­ках, де­ре­вьях, кры­шах.
3) Ре­цен­зия на книгу В. Со­ро­ки­на от­ли­ча­ет­ся со­дер­жа­тель­но­стью и глу­би­ной.
4) Вы­пол­нив все за­да­ния ба­зо­во­го уров­ня, даётся раз­ре­ше­ние пе­ре­хо­дить к сле­ду­ю­ще­му этапу.
5) Вася по­ду­мал, что будто кто-то сле­дит за ним.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже утвер­жде­ний про­ти­во­ре­чат со­дер­жа­нию тек­ста:

1) В вер­ти­каль­ных го­ро­дах бу­ду­ще­го вы­со­та домов может пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров.
2) В ги­пер­не­бо­скрёбах не­воз­мож­но будет вос­со­здать есте­ствен­ные ланд­шаф­ты.
3) Oг раз­ру­ши­тель­ных сил при­ро­ды город за­щи­тит устой­чи­вая ко­ну­со­об­раз­ная форма со­ору­же­ний.
4) С по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий жиль­цы сами смо­гут осу­ществ­лять пла­ни­ров­ку своей квар­ти­ры.
5) По­пыт­ка со­здать вер­ти­каль­ные го­ро­да, как и стро­и­тель­ство ле­ген­дар­ной Ва­ви­лон­ской башни, об­ре­че­на на про­вал.
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи - опи­са­ние
4) тип речи - по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи - рас­ска­зать о жи­те­лях вер­ти­каль­ных го­ро­дов.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 2-е и 3-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 9-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «от­ри­ца­тель­ное свой­ство, ка­че­ство, какое-либо не­со­вер­шен­ство»
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии «от­сут­ствие чего-либо в нуж­ном ко­ли­че­стве»
3) си­но­ним - де­фект
4) си­но­ним - де­фи­цит
5) ан­то­ним - из­бы­ток.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Най­ди­те в 9-м пред­ло­же­нии от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Най­ди­те в 4- м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 4 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

День ху­дож­ни­ка был пре­дель­но раз­ме­рен: он вста­вал на рас­све­те и вско­ре после зав­тра­ка са­дил­ся за ра­бо­ту, писал до обеда, потом со­вер­шал не­боль­шую про­гул­ку, раз­го­ва­ри­вал с мес­ны­ми жи­те­ля­ми, рас­спра­ши­вал их о жизни, об ин­те­рес­ных про­ис­ше­стви­ях.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­но на­ру­ше­ние мор­фо­ло­ги­че­ской нормы.

Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его, ис­пра­вив, в нуж­ной форме в об­ласть от­ве­тов.

 

Рас­сто­я­ние от од­но­го бе­ре­га до дру­го­го рав­ня­лось пол­то­рас­та мет­рам.

37.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   за­ра­бо­ток

Б.   об­та­чи­вал

В.   по-ураль­ски

Г.   за­бот­ли­вый

1.   ко­рень+ суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень+ суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс+ окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   На Ан­тарк­ти­че­ском по­лу­ост­ро­ве об­на­ру­же..о не­сколь­ко видов цвет­ко­вых рас­те­ний.

Б.   Ваше об­ви­не­ние аб­со­лют­но бес­поч­ве..о.

В.   Сы­со­ев долго смот­рел на них ра­дост­но и изумлё..о.

Г.   По­со­бие пре­крас­но ил­лю­стри­ро­ва..о ху­дож­ни­ком.

1.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2.   Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3.   Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии , об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя н.

4.   Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет две буквы н.

5.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет одну букву н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

39.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вы­де­лен­ны­ми сло­ва­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Маль­чик при­щу­рил­ся, чтобы по­смот­реть на солн­це.

Б.   Около род­ни­ка зе­ле­не­ет ко­рот­кая бар­хат­ная трава.

В.   Впо­след­ствии он очень жалел о ска­зан­ном.

Г.   Толь­ко в конце ян­ва­ря выпал снег.

1)  на­ре­чие

2)  пред­лог

3)  ча­сти­ца

4)  союз

5)  ме­сто­име­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Раз это дей­стви­тель­но твоё при­зва­ние, к нему надо от­не­стись самым серьёзным об­ра­зом.

Б.   Скры­вать ис­ти­ну от ра­не­но­го было бес­по­лез­но, да Сер­пи­лин и не счи­тал себя впра­ве это де­лать.

В.   Тяжёлое небо низко на­ви­са­ло над землёй, от воды веяло свин­цо­вым хо­ло­дом.

Г.   Как го­во­рят актёры, те­ат­раль­ные под­мост­ки могут за­ме­нить целый мир.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.