(1) Это лето было на редкость знойным. (2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их. (4) И вдруг зажглась первая звезда, за ней другая, и вскоре всё небо покрылось звёздным узором, россыпью огоньков отразившимся в реке.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди. (7) Вот Козерог, а вот созвездие Водолея. (8) Водолей — это сказочный король, который вытянул руку, чтобы с его ладони падала вниз, на Землю, серебряная струя. (9) А вон Скорпион, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огромный небесный мир, полный жизни!
(11) Мальчику вдруг вспомнился бабушкин рассказ о далёких временах, когда люди верили, что звёзды — это серебряная накидка, украшающая голову неба, и что по ним можно определить, сколько живых душ обитает на земле. (12) Родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. (13) Большие и яркие звёзды принадлежат князьям, царям, а маленькие и тусклые — неудачникам и беднякам, самые же крошечные, еле различимые глазом — всем остальным существам: птицам, рыбам, животным.
(14) Маленький художник не спал до рассвета, мысленно рисуя одну картину за другой в ожидании завтрашнего дня, когда он сможет взять в руки кисть.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 3-е и 4-е предложения текста:
Предложение №4 связано с предложением 3 с помощью союза и лексического повтора «река».
Правильный ответ указан под номером 34.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Подтверждается предложением 4.
2) Противоречит предложению 8.
3) Подтверждается предложением 11.
4) Противоречит предложению 13.
5) Подтверждается предложением 14.
Правильный ответ указан под номером 135.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля (№2); задача речи — передать восхищение мальчика красотой звёздного неба (№5).
Правильный ответ указан под номером 25.
Найдите в предложениях 5—6 слово, употреблённое в значении «обладающий большой силой, властью, влиянием». Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении 6 есть слово «могущественные», которое употреблено в значении «обладающий большой силой, властью, влиянием».
Ответ: могущественные.
Определите падеж существительного, выделенного в 14-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже (например, родительный).
Слово «картину» в винительном падеже.
Ответ: винительный.
Найдите в предложениях 2—3 глагол несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», переходный глагол сочетается или может сочетаться с существительным в винительном падеже, глагол II спряжения оканчивается в неопределённой форме на -ить.
Всем этим условиям отвечает глагол «приносила».
Ответ: приносила|не приносила.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 11-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
ЧТО − это союз.
Ответ: союз.
Найдите в тексте (среди предложений 1—4) сложное предложение, одна из частей которого безличная. Номер предложения запишите цифрой (например, 5) в область ответов.
3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их.
Первая часть − безличное предложение.
Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без указания лица.
Ответ: 3.
Наверх