Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Зинаида Павловна была мечтательницей по призванию. (2) Она пристрастилась к чтению ещё в начальных классах гимназии.
(3) По вечерам, когда классная дама скучно объясняла ученицам заданный к завтрашнему дню урок математики, Зинаида Павловна тихонько вынимала из стола описание какого-нибудь фантастического путешествия по девственным лесам Америки или пустыням Африки и жадно погружалась в чтение. (4) Всё, что хоть немного напоминало действительность, переставало существовать для неё в эти блаженные минуты.
(5) С годами грёзы Зинаиды Павловны приняли более жгучий характер. (6) Очень сильно повлияли на неё в этом отношении лекции по истории, которые увлекательно читал симпатичный и знающий учитель. (7) Она внимательно слушала его на уроке. (8) Описание блеска и роскоши средневековой жизни, победы и завоевания римских цезарей гораздо меньше шевелили её воображение, чем героизм отважных мучеников идеи. (9) Она обожала Жанну д'Арк и находила в её образе и поступках много общего с собой. (10) Зинаиде Павловне начинало казаться, что и в её груди таятся и зре..т до нужной минуты могущественные силы. (11) И эти силы назначе(н/нн)ы судьбой для каких-то великих целей. (12) Ею часто овладевало желание радостно отдать свою молодую жизнь во имя чего-то далёкого и прекрасного.
Прочитайте текст и определите, на какие вопросы в тексте есть ответы:
Отметим вопросы, на которые есть ответы.
Когда Зинаида Павловна пристрастилась к чтению? — Ответ в предложении 2.
Сколько фантастических романов прочитала Зинаида Павловна?
Как звали учителя истории?
Что в лекциях учителя истории больше всего поражало воображение Зинаиды Павловны? — Ответ в предложении 8.
Какой героиней восхищалась Зинаида Павловна? — Ответ в предложении 9.
Правильные ответы указаны под номерами 1, 4 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) Художественный стиль речи. — Верно.
2) Научный стиль речи. — Неверно.
3) В предложениях 3—4 представлен тип речи рассуждение. — Неверно, потому что в 3-м предложении есть развитие событий.
4) Задача речи — рассказать, как сложилась жизнь Зинаиды Павловны после окончания гимназии. — Неверно, такой цели нет.
5) Задача речи — рассказать, какое влияние на Зинаиду Павловну оказывали книги и уроки истории. — Верно.
Правильные ответы указаны под номерами 1 и 5.
Найдите в предложениях 2−3 слово, употреблённое в значении «большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Это слово — пустыням.
Ответ: пустыням или по пустыням.
Найдите в 3-м предложении текста антоним к слову «увлекательно» и запишите его.
Противоположное по значению слово — это слово «скучно».
Ответ: скучно.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Слово с пропущенной буквой — это глагол 1 спряжения. Во множественном числе необходимо окончание «ют»: зреют.
Ответ: зреют.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 11-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Определим часть речи: силы назначе(н/нн)ы судьбой, то есть их назначили. Это краткое причастие, которое всегда пишется с одной н.
Ответ: назначены.
Найдите в 12-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки глухие. Запишите это слово.
Слово, имеющие только глухие согласные, — это слово «часто».
Ответ: часто.
Найдите в 6-м предложении текста слово, строение которого соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс. Запишите это слово.
Схеме соответствует слово «сильно»: сильно.
Ответ: сильно.
Найдите в 8-м предложении текста качественное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Только одно имя прилагательное «отважных» в этом предложении может иметь краткую форму и степень сравнения, что является признаком качественного имени прилагательного. Запишем слово «отважных» в начальной форме (м. р., ед. ч., Им. п.).
Ответ: отважный.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 4-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) местоимение;
2) подчинительный союз;
3) не является членом предложения;
4) выполняет функцию подлежащего;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной сравнительной.
Выпишем предложение и произведём его разбор.
(4) [Всё, (что хоть немного напоминало действительность), переставало существовать для неё в эти блаженные минуты].
Данное слово является подлежащим, часть речи — относительное местоимение, то есть союзное слово. Оно стоит в придаточном определительном (всё какое?).
Ответ: 14.
Найдите в 7-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово.
Выпишем предложение и найдём словосочетание указанного типа. Необходимо найти такую пару слов, в которой наречие будет связано с глаголом, такая пара одна: слушала (как?) внимательно.
Она внимательно слушала его на уроке.
Ответ: внимательно.
Наверх