Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 827
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Кон­чи­лись леса и до­ли­ны_ всё чаще стали мель­кать стрел­ки-ука­за­те­ли с на­зва­ни­я­ми го­ро­дов.
2) Ми­ха­ил вышел на се­ре­ди­ну двора, огля­нул­ся во­круг и понял_ сей­час он отопрёт ка­лит­ку, вый­дет и уже ни­ко­гда боль­ше сюда не вернётся.
3) Во­ро­бьи утеп­ля­ют гнёзда, а кошка в доме к печке жмётся_ вско­ре за­тре­щат кре­щен­ские мо­ро­зы.
4) Сей­час Ни­ко­лай занят важ­ней­шим делом_ он го­то­вит­ся к со­рев­но­ва­ни­ям.
5) Он под­нял­ся на бугор и уви­дел_ слева шла чёрная гряда сопок, по­хо­жая на хре­бет ги­гант­ско­го зверя.
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Рас­ста­вим знаки пре­пи­на­ния.

 

При изъ­яс­ни­тель­ных от­но­ше­ни­ях перед вто­рой ча­стью можно вста­вить союз «что».

 

1)   Кон­чи­лись леса и до­ли­ны, всё чаще стали мель­кать стрел­ки-ука­за­те­ли с на­зва­ни­я­ми го­ро­дов. — Можно по­ста­вить либо за­пя­тую, либо тире, изъ­яс­ни­тель­ных от­но­ше­ний нет.

2)   Ми­ха­ил вышел на се­ре­ди­ну двора, огля­нул­ся во­круг и понял: (что) сей­час он отопрёт ка­лит­ку, вый­дет и уже ни­ко­гда боль­ше сюда не вернётся. —Вто­рое пред­ло­же­ние рас­кры­ва­ет смысл пер­во­го, нужно по­ста­вить двое­то­чие.

3)   Во­ро­бьи утеп­ля­ют гнёзда, а кошка в доме к печке жмётся  — вско­ре за­тре­щат кре­щен­ские мо­ро­зы. — Вто­рое пред­ло­же­ние ука­зы­ва­ет на след­ствие, тире нужно по­ста­вить

4)   Сей­час Ни­ко­лай занят важ­ней­шим каким имен­но?делом: он го­то­вит­ся к со­рев­но­ва­ни­ям. — Вто­рое пред­ло­же­ние по­яс­ня­ет пер­вое, нужно по­ста­вить двое­то­чие

5)   Он под­нял­ся на бугор и уви­дел: (что) слева шла чёрная гряда сопок, по­хо­жая на хре­бет ги­гант­ско­го зверя.— Вто­рое пред­ло­же­ние рас­кры­ва­ет смысл пер­во­го, нужно по­ста­вить двое­то­чие

 

Ответ: 25.

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по рус­ско­му языку, 2015
Сложность: II