Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2013
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 225

Централизованное тестирование по русскому языку, 2013

1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) загр..жде­ние
2) траф..pет
3) неод..лимый
4) прор..сли зёрна
5) рас­пол..гать
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..за­ду­мать­ся, пр..землённый
2) инт..ллект, наб..рёт
3) атт..сто­вать, пр..за­бав­ный
4) ед..нич­ный, зап..реть
5) п..вучий, пр..вя­зать­ся
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) a(p/pр)омат
2) бе(с/сс)ис­тем­ность
3) дива(н/нн)ый
4) проце(с/сс)
5) ра(с/сс)тор­гать
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ш..рстка
2) дириж..р
3) книж..нка
4) со скри­пач..м
5) обнаж..нный
5.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) ц..мба­лист, пред..сто­рия
2) позиц..я, неоц..нимый
3) от этой вол­чиц.., из..скан­ный
4) сверх..ясный, с..эко­но­мить
5) от­крыть на­стеж.., спряч..ся
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) про­сящ..м взгля­дом, узе­лоч..к
2) при под­ве­де­ни.. ито­гов, луков..ца
3) быть в ло­вушк.., дро­жащ..м го­ло­сом
4) о На­таль.., в худш..м слу­чае
5) бла­го­да­ря надёжност.., на­ходч..вый
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) стел..шь ска­терть
2) если вы крикн..те
3) осво..вшись
4) кон­стру­и­ру..мый
5) раз­наш..вать
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)ско­шен­ные луга; (не)стер­пи­мая обида
2) (не)думая о про­шлом; (не)по­ли­тые утром цветы
3) (не)со­бра­ны до­ка­за­тель­ства; (не)до­сти­жи­мость цели
4) вовсе (не)ста­рый че­ло­век; (не)де­ре­вян­ный дом
5) (не)до­ро­гой, а дешёвый ковёр; (не)обя­зан от­ве­чать
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Мы 1)н.. могли 2)н.. за­ме­тить, что общий уро­вень гор­но­го скло­на за­мет­но по­ни­зил­ся, но, как мы 3)н.. ста­ра­лись, нель­зя было найти 4)н.. рас­ще­ли­ны, 5)н.. вы­сту­па, ко­то­рые могли бы по­слу­жить под­спо­рьем для подъёма.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (зем­ли­сто)серый
2) (камне)дро­биль­ный
3) (полу)ось
4) по­сту­пай (по)то­ва­ри­ще­ски
5) (бе­ло­рус­ско)рос­сий­ский
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он не чув­ство­вал яр­ко­го света элек­три­че­ско­го фо­на­ри­ка, (в)упор све­тив­ше­го ему в лицо.
2) (B)виду бо­лез­ни пре­по­да­ва­те­ля за­ня­тия от­ме­ни­ли.
3) Щенок го­нял­ся за мной, (при)этом пых­тел, фыр­кал и кусал за ноги.
4) Наш про­вод­ник плохо знал мест­ность, (за)то ока­зал­ся весёлым со­бе­сед­ни­ком.
5) Стадо по­тя­ну­лось из де­рев­ни нам (на)встре­чу.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Лет­ний вечер _ тих и ясен.
2) Луч­ший спо­соб узнать че­ло­ве­ка _ при­слу­шать­ся к его речи.
3) Силь­но раз­мы­тые бе­ре­га, рыт­ви­ны, бу­ре­лом _ всё это сви­де­тель­ство­ва­ло о не дав­них боль­ших на­вод­не­ни­ях.
4) Сама жизнь ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка _ дра­го­цен­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ства.
5) Эко­но­ми­че­ская куль­ту­ра _ есть часть общей куль­ту­ры че­ло­ве­ка.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., |при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Май­ские жуки охме­лев­шие от аро­ма­тов груз­но вы­ле­та­ли из ли­по­вой лист­вы и кру­жи­лись около фо­на­рей.
2) И се­год­ня обе­щан­ные за ста­тью день­ги ему так и не за­пла­ти­ли.
3) Вспе­нен­ные волны при­боя рас­про­стра­няя горь­ко­ва­тый запах соли и мор­ских трав одна за дру­гой на­ка­ты­ва­лись на бес­ко­неч­ный пес­ча­ный пляж.
4) Люба при­дви­ну­лась к ка­ми­ну един­ствен­но­му уют­но­му месту в этом гро­мад­ном доме и при­ня­лась изу­чать фо­то­гра­фии.
5) В те­че­ние пяти ме­ся­цев ис­сле­до­ва­те­ли свя­зан­ные общим пла­ном и общей целью де­ла­ли одно дело.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Мне ка­жет­ся что они не так уж и под­хо­ди­ли друг другу.
2) О ней ко­неч­но слы­ша­ли мно­гие но ви­де­ли её толь­ко не­ко­то­рые спе­ци­а­ли­сты.
3) За­ня­тие жи­во­пи­сью было по мне­нию отца вред­ным ба­лов­ством.
4) Никто од­на­ко не знал где он живёт.
5) Он как будто ни­ко­го не узна­вал.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Все осуж­да­ли мо­ло­до­го че­сто­люб­ца и никто не желал ска­зать ему слова под­держ­ки.
2) За ста­рым пру­дом под­ни­мал­ся мо­ло­дой оль­ша­ник и вид­не­лись вы­со­кие за­рос­ли лу­го­вых трав.
3) Мать во­зи­лась на кухне го­то­вя обед и не об­ра­ща­ла на Павку вни­ма­ния.
4) Это были слу­чай­ные по­пут­чи­ки и к моему рас­ска­зу они не имеют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
5) Много ле­генд знают здеш­ние ста­ро­жи­лы и не­обы­чай­но ин­те­рес­но слу­шать эти ис­то­рии.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ан­дрей по­ис­кал гла­за­ми, где тот кто принёс за­пис­ку, но ни­ко­го не уви­дел.
2) Если бы вдруг все цветы во всём мире за­вя­ли и все птицы на свете пе­ре­ста­ли петь, он не за­ме­тил бы этого.
3) Малыш любил иг­рать за фа­нер­ной пе­ре­го­род­кой, где стоял де­душ­кин топ­чан и где жил смир­ный белый котёнок.
4) Мы ми­но­ва­ли не­сколь­ко ком­нат, где сто­я­ли слуги, и до­стиг­ли ауди­енц-зала.
5) Юра под­твер­ждал собой ис­ти­ну, что, если че­ло­век та­лант­лив, то он та­лант­лив во всём.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Учёные пред­по­ла­га­ют_ в водах за­ли­ва осе­да­ют мил­ли­о­ны пудов соли.
2) Лу­ка­шин оста­но­вил­ся, по­смот­рел во­круг_ во рву скап­ли­ва­лась вода.
3) Там, в вы­ши­не, уже све­ти­ло лет­нее солн­це_ на земле ещё стоял су­мрак.
4) По­бе­дим_ ка­мен­ный дом по­строю.
5) Ель хо­ро­ша толь­ко при силь­ном сол­неч­ном свете_ тогда её обыч­ная чер­но­та про­све­чи­ва­ет­ся самой гу­стой, самой силь­ной зе­ле­нью.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Муд­рый Ови­дий со­ве­то­вал: «Верь опыт­но­му».
2) Она лю­би­ла по­вто­рять слова Ци­це­ро­на из книги «Ан­тич­ные афо­риз­мы», что: «без за­ня­тий жизнь пуста».
3) «Я, когда в Моск­ву при­е­хал, прямо по­трясён был, — рас­ска­зы­вал В. Су­ри­ков и по­яс­нял: — Яна па­мят­ни­ки с вос­тор­гом, смот­рел».
4) «Нет, мне слиш­ком ве­се­ло, чтобы пор­тить своё ве­се­лье со­чув­стви­ем чу­жо­му горю», — ду­ма­ла Маша, вспо­ми­ная вче­раш­ний раз­го­вор.
5) «Вот», — ска­за­ла Лиза. — «Гос­по­да в ссоре, а слуги друг друга уго­ща­ют».
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В ре­зуль­та­те пла­кат по­лу­чил­ся длин­ный_ как про­сты­ня.
2) С древ­ней­ших времён ша­фран ис­поль­зу­ют в во­сточ­ной кухне_ как при­пра­ву и кон­сер­вант.
3) Мой до­клад был не чем иным_ как раз­ви­ти­ем идей Ма­ри­нет­ти.
4) Грек стал вы­тас­ки­вать кар­точ­ку, нашёл её и про­тя­нул Гри­бо­едо­ву_ как нищий про­тя­ги­ва­ет про­ше­ние.
5) Ан­самбль вы­сту­пит с кон­цер­та­ми_ как в Мин­ске_ так и в Го­ме­ле.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

По­те­ряв­шись в лесу, я долго блуж­дал в тем­но­те1)_ и2)_ когда все мои мно­го­чис­лен­ные3)_ и на­стой­чи­вые по­пыт­ки найти до­ро­гу стали ка­зать­ся тщет­ны­ми4)_ и бес­по­лез­ны­ми, я уви­дел5)_ вдали за­мер­цал огонёк.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых все со­глас­ные звуки глу­хие:

1) ав­то­стоп
2) утюг
3) цикл
4) сквозь
5) ко­пей­ка
22.  
i

Про­из­во­дя­щее и про­из­вод­ное слова объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

1) шесть → вше­сте­ром
2) бун­то­вать → бун­тов­щик
3) мол­чать → мол­чу­нья
4) чи­тать → пе­ре­чи­ты­вать
5) све­жий → осве­жить
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Её ре­ше­ние оши­боч­но, по­это­му она долж­на из­ме­нить его.
2) Го­ря­чие сол­неч­ные зай­чи­ки ве­се­ло за­пры­га­ли на обоях.
3) Скуль­птор Зураб Це­ре­те­ли со­здал трёхмет­ро­вый па­мят­ник Го­го­лю в Риме.
4) Бир­ман­ская кошка по раз­ме­рам круп­нее си­ам­ской.
5) Через ви­ся­чий мо­стик шли де­вуш­ки с цве­та­ми.
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Город Маг­ни­то­горск рас­ки­нул­ся по бе­ре­гам реки Урал.

1) на­чаль­ная форма — рас­ки­ды­вать­ся
2) пе­ре­ход­ный
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме муж­ско­го рода
5) в форме 3-го лица
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы этого об­ман­щи­ка вы­ве­дем на чи­стую воду.
2) Про­бле­мы, по­став­лен­ные в ста­тье, яв­ля­ют­ся спор­ны­ми и про­блем­ны­ми.
3) Маль­чик от­ве­чал на во­про­сы с каким-то ви­нов­ным видом.
4) Не верю, что такой сим­па­тич­ный чёрный котёнок может пред­ве­щать беду.
5) Вы мне по­мог­ли, и я готов ока­зать вам бла­го­дар­ность.
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) От ка­че­ства (шам­пу­ни, шам­пу­ня) во мно­гом за­ви­сит со­сто­я­ние волос.
2) Можно впол­не огра­ни­чить­ся (трёхста­ми, тре­мя­ста­ми) участ­ни­ка­ми.
3) У (него, его) все­гда семь пят­ниц на не­де­ле.
4) В от­сут­ствие стро­гих со­се­дей мы чув­ство­ва­ли себя (более сво­бод­но, более сво­бод­нее), чем обыч­но.
5) Тре­з­ор (бежит, бегит) рядом, ве­се­ло по­ма­хи­вая хво­стом.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) На помещённое объ­яв­ле­ние мною в га­зе­те от­клик­ну­лось много чи­та­те­лей.
2) Да­вы­дов хотел вник­нуть и по­знать все тайны Гре­мя­че­го Лога.
3) Алек­сей спро­сил, со­гла­сен ли я с ним.
4) Я снова убеж­да­юсь о не­об­хо­ди­мо­сти охран­ной сиг­на­ли­за­ции.
5) Учтя за­ме­ча­ния и со­кра­тив объём, ста­тья может быть ре­ко­мен­до­ва­на к пе­ча­ти.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Лек­си­ко­ло­гия — это раз­дел науки о языке, в ко­то­ром изу­ча­ет­ся сло­вар­ный со­став.
2) Стили речи от­ли­ча­ют­ся друг от друга толь­ко язы­ко­вы­ми сред­ства­ми.
3) Дей­стви­тель­ные при­ча­стия могут об­ра­зо­вы­вать­ся как от пе­ре­ход­ных, так и от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов.
4) Пред­ло­же­ние В конце XИI века замок в Мире пе­ре­стро­и­ли под кня­же­скую за­го­род­ную ре­зи­ден­цию яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным не­опре­делённо-лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах пред­ло­жить, пред­ло­жив уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Про­гул­ки по го­ро­ду.
2) Улоч­ки ста­ро­го го­род­ка.
3) Церк­вуш­ка на окра­и­не.
4) Ста­ри­ки на ска­ме­еч­ках.
5) По­се­ще­ние музея.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние с эле­мен­та­ми по­вест­во­ва­ния
4) за­да­ча речи — убе­дить чи­та­те­ля в не­об­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия эко­ло­ги­че­ско­го ту­риз­ма
5) за­да­ча речи — со­здать ху­до­же­ствен­ных образ ста­ро­го рус­ско­го го­род­ка
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 9-е и 10-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ские по­вто­ры
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ния
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Ука­жи­те си­но­ним и ан­то­ним к слову, вы­де­лен­но­му в 2-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) си­но­ним — соч­ный
2) си­но­ним — мо­ло­дой
3) си­но­ним — не­при­тя­за­тель­ный
4) ан­то­ним — вы­со­кий
5) ан­то­ним — ка­приз­ный
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Най­ди­те в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 7-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—5) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­ра­ми (на­при­мер, 8) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Лёд почти уже рас­та­ял, он был чёрный, в уголь­ной пыли, боль­шая про­та­ли­на возле ле­бя­жье­го до­ми­ка ды­ми­лась, изъ­ез­жен­ные вдоль и поперёк колеи до­ро­ги, ве­ду­щей к пруду, чер­не­ли под беззвёзным небом в си­ре­не­ва­тых су­мер­ках.

38.  
i

Опре­де­ли­те зна­че­ние слов, ука­зан­ных в левом столб­це, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  эми­гри­ро­вать

Б)  кон­ста­ти­ро­вать

В)  па­ро­ди­ро­вать

Г)  ка­пи­ту­ли­ро­вать

1)  сда­вать­ся по­бе­ди­те­лю, от­ка­зы­вать­ся от даль­ней­шей борь­бы, от­сту­пать перед труд­но­стя­ми

2)  уста­нав­ли­вать не­со­мнен­ность на­ли­чия, су­ще­ство­ва­ния чего-либо

3)  со­би­рая впрок, сбе­ре­гая, делая запас, на­кап­ли­вать

4)  изоб­ра­жать в смеш­ном, ка­ри­ка­тур­ном виде, под­ра­жать, вы­зы­вая ко­ми­че­ский эф­фект

5)  пе­ре­се­лить­ся из сво­е­го оте­че­ства в дру­гую стра­ну

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Море без­молв­но и тор­же­стве..о.

Б)  В га­зе­те было опуб­ли­ко­ва..о со­об­ще­ние о спор­тив­ном празд­ни­ке.

В)  Исти..о ве­ли­кие на­уч­ные от­кры­тия де­ла­ют че­ло­ве­ка более муд­рым, чем при­ро­да.

Г)  Наше по­ко­ле­ние вос­пи­та..о луч­ши­ми об­раз­ца­ми клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те сред­ство связи в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Я рас­ска­зы­ваю вам обо всём, что знаю.

Б)  Когда мы слы­шим слово «ар­хи­пе­лаг», в нашем во­об­ра­же­нии вста­ют кра­соч­ные кар­ти­ны из книг о далёких пу­те­ше­стви­ях.

В)  Мне надо было то­ро­пить­ся, по­сколь­ку поезд на Моск­ву дол­жен был от­пра­вить­ся через не­сколь­ко минут.

Г)  Я по­ин­те­ре­со­вал­ся, по­че­му имен­но этот про­ект от­кло­ни­ли.

1)  союз

2)  со­юз­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.