Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2015
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 6

Централизованное тестирование по русскому языку, 2015

1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) выр..щен­ный
2) оз..рить
3) к..нти­нент
4) заб..влять
5) обн..влённый
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) щ..бе­та­ние, уб..ру на кухне
2) пр..вос­ход­ный, беспр..пят­ствен­но
3) ж..мчу­жи­на, пр..бреж­ный посёлок
4) увл..кать­ся, зам..рать от сча­стья
5) с..нти­мен­таль­ный, сост..зание
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) диску(с/сс)ия
2) ра(с/сс)пи­сать
3) о(т/тт)аять
4) при(м/мм)итив­ный
5) дива(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) щ..лкать орехи
2) запеч..м
3) со скри­пач..м
4) прож..рли­вый
5) дер­жать в еж..вых ру­ка­ви­цах
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) меж..язы­ко­вой, фел..етон
2) он смуг­ло­лиц..й, иниц..атор
3) без..скус­ный, меж..зда­тель­ский
4) с..грать, пред..дущий
5) уда­рить на­от­маш.., обжеч..ся
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) упре­кать в сла­бо­во­ли.., лан­дыш..вый
2) на го­лу­бе­ющ..м не­бо­свод..
3) в этой речк.., овраж..к
4) ми­нувш..м днём, пугов..чка
5) из-за ро­бост.., этот доб­ро­вол..ц
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) воз­го­ра..мый
2) изъ­езж..нная колея
3) он удерж..т
4) подк­ле..вший об­лож­ку
5) ты рас­серд..шься
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)от­ли­ча­ю­щий­ся ка­че­ством; (не)слу­шая учи­те­ля
2) (не)опас­ное, но не­при­ят­ное за­бо­ле­ва­ние; мыс­лить (не)за­ви­си­мо
3) это (не)по­чти­тель­ность, а лесть, нар­цис­сы (не)вы­са­же­ны
4) край­не (не)убе­ди­тель­ный ар­гу­мент; (не)огля­ды­вать­ся
5) весь­ма (не)про­стая за­да­ча; (не)раз­дра­жа­ю­щий свет
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Кто по­бы­вал на Крас­ной пло­ща­ди, 1)н.. может 2)н.. от­ме­тить её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, свое­об­ра­зие. Для моск­ви­чей кра­си­вее и до­ро­же этого места 3)н.. было и нет 4)н..чего, для них это сим­вол Ро­ди­ны. И как бы 5)н.. рас­ши­рял­ся город, Крас­ная пло­щадь на­все­гда оста­нет­ся глав­ным ме­стом сто­ли­цы.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (био)сфера
2) (бур­жу­аз­но)по­ме­щи­чий
3) гу­лять (по)ве­чер­не­му саду
4) (горно)лыж­ный
5) (пол)апель­си­на
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Она тан­це­ва­ла так(же) легко и гра­ци­оз­но, как и де­сять лет назад.
2) Ор­га­низм ослаб­лен (в)след­ствие пе­ре­несённой бо­лез­ни.
3) До­ро­га то взле­та­ла (в)высь, то опус­ка­лась в овраг.
4) Что(бы) там ни го­во­ри­ли, а во­прос надо ре­шать, и не­мед­лен­но.
5) (В)виду опас­но­сти об­ру­ше­ния стены ра­бо­ту пре­кра­ти­ли.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ни брат, ни сест­ра, ни отец _ никто из семьи не на­ве­стил меня в ла­ге­ре.
2) Па­мят­ник _ это узе­лок ис­то­рии, знак взлётов и па­де­ний че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ства.
3) Дитя _ слов­но тесто: каким за­ме­си­ли, таким оно и вы­рос­ло.
4) До­сти­же­ние выс­ших доб­ро­де­те­лей _ есть цель че­ло­ве­ка.
5) Удел учи­те­ля _ тру­дить­ся годы и годы, чтобы уви­деть плоды сво­е­го труда в ха­рак­те­ре по­взрос­лев­ше­го уче­ни­ка.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., |при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Ста­рин­ные кар­ти­ны раз­ве­шан­ные по сте­нам ка­за­лись в жёлтом лам­по­вом свете ка­ки­ми-то отдалёнными и смут­ны­ми.
2) Егерь до­го­нял по следу под­стре­лен­но­го мною лося.
3) Даже опыт­ные охот­ни­ки за­бы­вая это пра­ви­ло те­ря­ют до­бы­чу.
4) Мой дядя всю жизнь на­чи­нав­ший свой ра­бо­чий день вме­сте с при­ро­дой и в ста­ро­сти про­дол­жал тру­дить­ся.
5) На зелёном бе­ре­гу по­рос­шем соч­ной тра­вой мы сде­ла­ли при­вал.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Раз­го­вор ра­зу­ме­ет­ся будет дол­гим.
2) Наш при­ход был очень кста­ти.
3) Солн­це и ка­жет­ся само небо пря­та­лись за ска­ла­ми.
4) Воз­мож­но тебе дру­гое за­да­ние дадут.
5) Ветви елей тя­нут­ся к вам как будто хотят оста­вить на па­мять лёгкую ца­ра­пи­ну.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сей­час во мно­гих стра­нах зав­трак_ или обед не­мыс­лим без ста­ка­на апель­си­но­во­го_ либо грейп­фру­то­во­го сока_ или на­пит­ка на их ос­но­ве.
2) На­ка­ну­не празд­нич­но­го ве­че­ра мама от­гла­ди­ла для Артёма пи­джак_ и брюки_ и дала ему новую ру­баш­ку.
3) Мы и ис­сле­до­ва­ния про­ве­ли_ и на­пи­са­ли отчёт_ и офор­ми­ли до­ку­мен­ты_ и те­перь вы мо­же­те дать нам от­пуск.
4) По­сто­ян­ство в от­но­ше­ни­ях_ и взгля­дах, чув­ствах_ и при­выч­ках было глав­ным его жиз­нен­ным прин­ци­пом.
5) Я помню осин­ник зяб­кий_ да ре­чуш­ку узкую_ да синий бор_ да жёлтые поля.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Лапы ели были так густы, что, когда Тедди за­брал­ся под них, он почти не уви­дел неба.
2) Счаст­ли­вый слу­чай по­мо­га­ет тому кто де­ла­ет всё, чтобы его не упу­стить.
3) На­ко­нец-то во дворе за­зе­ле­не­ли па­ли­сад­ни­ки, да ака­ции рас­цве­ли.
4) Трава полна про­зрач­ных слёз, и гром вдали гре­мит рас­ка­том.
5) Пете даже по­ка­за­лось, что всё во­круг по­тем­не­ло и солн­це скры­лось в гро­зо­вой туче, хотя на самом деле без­об­лач­ный пол­день про­дол­жал сиять в пред­го­рьях Кар­пат.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Дунул ветер_ всё дрог­ну­ло, ожило и за­сме­я­лось.
2) На дру­гой день проснул­ся, смот­рю_ дед ходит по ба­шта­ну как ни в чём не бы­ва­ло и при­кры­ва­ет ло­пу­хом ар­бу­зы.
3) Трав и цве­тов мало в боль­шом лесу_ по­сто­ян­ная тень не­бла­го­при­ят­на для рас­ти­тель­но­сти.
4) Идти здесь было очень труд­но_ мел­кий ка­мень осыпи под но­га­ми рас­сы­пал­ся и полз.
5) Бить­ся в оди­ноч­ку_ жизни не пе­ре­вер­нуть.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Я крик­нул в те­ле­фон­ную труб­ку: «Ба­буш­ка не может по­дой­ти!»
2) «Вы слу­чай­но не по­ку­па­е­те ло­ша­дей? — спро­сил Семёнов, но, за­ме­тив гроз­ный взгляд жены, при­ба­вил: — Из­ви­ни­те, это я так».
3) — Ду­май­те сами, — су­ро­во сдви­ну­ла брови сек­ре­тар­ша — От вас не дик­тант тре­бу­ет­ся на­пи­сать, а за­яв­ле­ние!
4) По сло­вам од­но­го из фи­ло­со­фов: «пе­ре­став быть спор­ной, мысль пе­ре­стаёт быть ин­те­рес­ной».
5) Учи­тель­ни­ца по­смот­ре­ла на нас и вдруг спро­си­ла:
— Ре­бя­та, а кто из вас был в этом музее?
—Я, — от­ве­тил Пашка.
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Вся ис­то­рия Ев­ро­пы в XIX веке есть не что иное_ как ис­то­рия разо­ча­ро­ва­ния в ра­ци­о­на­ли­сти­че­ских иде­а­лах XVIII века.
2) Ма­ши­на вста­ла_ как вко­пан­ная.
3) Что вы ска­же­те о че­ло­ве­ке, ко­то­рый еже­днев­но от­прав­ля­ет­ся на по­двиг_ как ходят на служ­бу?
4) Это со­сто­я­ние было_ как об­мо­рок.
5) Роман за­ду­ман Пуш­ки­ным_ как ши­ро­кая ис­то­ри­че­ская кар­ти­на.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Весь день на улице пекло1)_ и2)_ хотя солн­це уже сто­я­ло в не­сколь­ких мет­рах от го­ри­зон­та, было оче­вид­но3)_ не­стер­пи­мый зной4)_ уни­что­жая по­след­ние капли влаги5)_ не спадёт и к ве­че­ру.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те си­но­ни­мы к фра­зео­ло­гиз­му за три­де­вять зе­мель:

1) на краю света
2) света бе­ло­го не ви­деть
3) у чёрта на ку­лич­ках
4) куда ни по­вер­ни
5) куда Макар телят не гонял
22.  
i

Ука­жи­те, какие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки со­став­ле­ны пра­виль­но:

1) мрак → мрач­неть → по­мрач­неть
2) ночь → но­че­вать → пе­ре­но­че­вать
3) па­ко­вать → упа­ко­вать → упа­ков­ка
4) слеза → сле­зин­ка → сле­зить­ся
5) плом­ба → плом­би­ро­вать → плом­би­ро­ва­ние
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

 

Валя никак не могла за­пом­нить его имя.

1) сред­не­го рода
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) в форме един­ствен­но­го числа
4) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В рус­ском языке есть раз­но­спря­га­е­мые гла­го­лы.
2) От гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида нель­зя об­ра­зо­вать де­е­при­ча­стия со­вер­шен­но­го вида.
3) На­ги­на­юсь, на­ги­нал­ся — это пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы гла­го­ла на­ги­бать­ся.
4) В пред­ло­же­нии Даша по­про­си­ла его объ­яс­нить за­да­чу ин­фи­ни­тив яв­ля­ет­ся ча­стью со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.
5) В гла­голь­ных фор­мах пред­ло­жить, пред­ло­жив уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хочу по­лу­чить в банке ин­ве­сти­цию на об­ра­зо­ва­ние.
2) Мо­ло­дожёнам предо­ста­ви­ли двух­ком­нат­ную квар­ти­ру.
3) Во вто­ром дей­ствии ко­ме­дии дей­ствия раз­ви­ва­ют­ся ин­те­рес­но и ди­на­мич­но.
4) Еже­год­но на ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки пра­ви­тель­ством вы­де­ля­ют­ся огром­ные суммы.
5) В этом деле по­ло­жи­тель­ную роль имеет со­гла­сие всего кол­лек­ти­ва.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Под­дер­жи­ва­е­мая дис­ци­пли­на уче­ни­ка­ми во время урока — залог их успеш­ной учёбы.
2) Мы по­ин­те­ре­су­ем­ся и до­го­во­рим­ся о месте встре­чи.
3) Скоро ты сам смо­жешь убе­дить­ся в моей право­те.
4) По­се­лив­шись в де­рев­не, мы с женой по­са­ди­ли перед домом мно­же­ство цве­тов.
5) Я шёпотом спро­сил, что не сто­и­ло ли нам сна­ча­ла пред­ста­вить­ся.
27.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Пре­ду­пре­жде­ние о грозе.
2) По­след­ствия силь­ной грозы.
3) Разорённое гро­зой гнез­до.
4) Ре­монт гнез­да.
5) Птен­цы учат­ся ле­тать.
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние
4) тип речи — по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния
5) за­да­ча речи — рас­ска­зать о том, как птицы рас­тят своих птен­цов
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 4-е и 5-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "ис­пол­нен­ный вол­не­ния, тре­во­ги"
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "при­чи­ня­ю­щий фи­зи­че­скую боль"
3) си­но­ним — бес­по­кой­ный
4) си­но­ним — бес­страш­ный
5) ан­то­ним — на­прас­ный
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те во 2-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те в 1-м пред­ло­же­нии ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те в 9-м пред­ло­же­нии сло­во­со­че­та­ние со свя­зью со­гла­со­ва­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

По­доб­но боль­шо­му ху­дож­ни­ку, при­ро­да не рас­тра­чи­ва­ет своих чу­дес­ных кра­сок на какую-ни­будь одну кар­ти­ну, чтобы затем бес­ко­неч­но по­вто­рять себя; все её кар­ти­ны от­ли­ча­ют­ся це­лос­но­стью и не­по­вто­ри­мо­стью.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­но на­ру­ше­ние мор­фо­ло­ги­че­ской нормы. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его, ис­пра­вив, в нуж­ной форме в об­ласть от­ве­тов.

 

Раз­мер этого фрук­та ко­леб­лет­ся от ста до ше­сти­ста грам­мов.

37.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  пе­ре­го­ра­жи­вав­ший

Б)  по-чест­но­му

В)  от­го­ло­сок

Г)  сла­дост­ный

1)  ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2)  ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3)  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4)  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5)  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Предъ­яв­лен­ное об­ви­не­ние же­сто­ко и не­обос­но­ва..о.

Б)  Та­тья­на Ва­си­льев­на разо­ча­ро­ва..о смот­ре­ла на своих уче­ни­ков.

В)  Озеро было скова..о льдом.

Г)  За всё было давно уже за­пла­че..о.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет одну букву н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вы­де­лен­ны­ми сло­ва­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А)  До­го­во­рив­шись насчёт зав­траш­не­го дня, они рас­ста­лись.

Б)  Лиля по­смот­ре­ла на Ни­ки­ту и вдруг улыб­ну­лась.

В)  Толь­ко при­ро­да все­гда со­вер­шен­на и пре­крас­на.

Г)  Все га­да­ли, вы­па­дет ли снег к Но­во­му году.

1)  на­ре­чие

2)  пред­лог

3)  ча­сти­ца

4)  союз

5)  ме­сто­име­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А)  Мне давно хо­те­лось найти такой уго­лок, где бы было всё: и охота, и ры­бал­ка, и грибы, и ягоды.

Б)  От­з­ве­не­ли ка­пе­ли, под­сох­ла земля, и грачи по­ле­те­ли на род­ные поля.

В)  В ве­сен­нюю пору хо­ро­шо в лесу: воз­дух осо­бен­но свеж, по­всю­ду раз­но­об­раз­ный запах пре­лых ли­стьев и от­та­яв­шей земли.

Г)  На­сто­я­ще­му ры­ба­ку нужно мно­гое: река, цветы, утрен­ние зори, та­ин­ствен­ные ночи и ти­ши­на.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.