Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 127

Централизованное тестирование по русскому языку, 2014

1.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) спл..тить­ся
2) насл..ждать­ся по­э­зи­ей
3) выр..щен­ный
4) изл..жение
5) б..гря­ный
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..пуг­нуть, подл..чить­ся
2) пр..пят­ствие на пути, в..нти­ля­тор .
3) пр..дать за­бве­нию, зас..кать время
4) вып..кать пи­ро­ги, скр..пучий пол
5) обж..гание, соч..та­ют­ся
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) инду(с/сс)кий
2) ра(с/сс)щед­рить­ся
3) по(д/дд)ер­жать друга
4) а(п/пп)ло­дис­мен­ты
5) а(н/нн)ота­ция
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ж..лудь
2) обреч..н
3) стало очень горяч..
4) струч..к
5) ч..кать­ся
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) об..грать, пев­чие птиц..
2) меж..мпе­ри­а­ли­сти­че­ский, позиц..я
3) раз..ярённый, сер..ёзный
4) необ..ятный, в..юга
5) он пахуч.., раз­реж.. бу­ма­гу
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) с горяч..м кофе, супч..к
2) клу­боч..к, та­лантл..вый
3) с за­ли­ва­ющ..мся лаем, об умени..
4) никел..вый, о пло­щад..
5) че­ло­ве­ко­люб..ц, про­тал..нка
7.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) они наде..тся
2) изма..вшись от без­де­лья
3) не­вы­держ..нный юноша
4) со­суль­ки раста..т
5) хо­ро­шо слыш..щий
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)мо­ло­дая, но строй­ная; (не)вмо­го­ту
2) (не)рас­смот­рев; льго­ты (не)преду­смот­ре­ны
3) (не)убран­ный до зимы уро­жай; от­нюдь (не)гром­кий
4) (не)готов; очень (не)про­стое ре­ше­ние
5) (не)думая об от­ды­хе; (не)уди­вил­ся
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Сколь­ко 1)н.. искал Ле­ви­тан хо­ро­шие места для на­пи­са­ния этю­дов, их не было, по­это­му он 2)н..мог 3)н.. хму­рить­ся, но за всё время по­ис­ков 4)н..разу 5)н..по­жа­ло­вал­ся нам на уста­лость.

5)  
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол)аб­за­ца
2) (стро­го)на­стро­го
3) (видео)сиг­нал
4) (во­сточ­но)аф­ри­кан­ская фауна
5) (свин­цо­во)мед­ный.
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)след­ствие по делу о хи­ще­ни­ях вме­шал­ся сам пре­фект го­ро­да.
2) Он свист­нул, и стая бро­си­лась (в)рас­сып­ную.
3) Над сто­лом висел боль­шой аба­жур (в)виде ко­ло­ко­ла .
4) Ира ушла, Ан­дрей так(же) не стал за­си­жи­вать­ся.
5) Во дни ве­се­лий и же­ла­ний я был от балов (без)ума.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бро­сить че­ло­ве­ка в беде_ зна­чит ду­мать толь­ко о себе.
2) Мой брат_ спо­соб­нее и умнее меня.
3) Это от­кры­тие _ одно из наи­бо­лее серьёзных до­сти­же­ний фи­зи­че­ской химии за по­след­нюю чет­верть века.
4) Сюжет, кра­со­та, жи­вость, энер­гия_ всё было в этой кар­ти­не.
5) Дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность_ есть обя­за­тель­ное ка­че­ство куль­тур­но­го че­ло­ве­ка.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[|де­е­при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Всу­нув боль­ную ногу в бо­ти­нок Лёнька осто­рож­но сде­лал не­сколь­ко шагов.
2) Вер­нув­шись в ка­би­нет она по­ста­ви­ла тер­мос на стол и на­ли­ла себе чашку чаю.
3) Не­взи­рая на первую не­уда­чу я опять под­тя­нул­ся на бру­сьях и стал ма­хать но­га­ми.
4) Прой­дя ещё один ко­ри­дор вы вы­хо­ди­те из две­рей на­пра­во и под­ни­ма­е­тесь вверх по боль­шой улице.
5) Встре­во­жен­ная пред­чув­стви­ем не­из­ве­дан­но­го я под­ня­ла штор­ку ва­гон­но­го окна и про­сто ах­ну­ла .
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Небо вдруг по­тем­не­ло и под­нял­ся ветер.
2) Не­по­движ­ный отя­же­лев­ший от сы­ро­сти воз­дух ка­за­лось на­ва­лил­ся на землю.
3) Самым кра­си­вым в нашем саду был ко­неч­но этот куст си­ре­ни.
4) Пред­при­я­тие может быть успеш­ным если все при­ло­жат долж­ные уси­лия.
5) Оче­вид­но что выход из этой си­ту­а­ции найти будет труд­но.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) По­всю­ду раз­да­ва­лись удары мо­лот­ков_ и стук то­по­ров, визг пил_ и скре­жет ру­бан­ков, лязг_ и гро­хот.
2) Под по­кро­вом елей, лист­вен­ниц_ и берёз тор­ча­ли из мха_ и хвои грибы .
3) Я люблю узкие просёлоч­ные до­ро­ги_ и лесом по­рос­шие речки_ и за­хо­луст­ные де­ре­вен­ские дома .
4) Дед или дрем­лет_ или спит_ или о чём-то ду­ма­ет.
5) Теп­ло­ход_ то от­плы­вал на про­гул­ку с боль­ши­ми_ и ма­лень­ки­ми пас­са­жи­ра­ми от бе­ре­га_ то при­бли­жал­ся об­рат­но к бе­ре­гу с этими же пас­са­жи­ра­ми .
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) В огром­ном зале царил по­лу­мрак и сто­я­ла гне­ту­щая ти­ши­на.
2) Пёс вни­ма­тель­но смот­рел на ры­бо­лов­ную сеть, зная, что если какая-ни­будь рыба по­про­бу­ет вы­ско­чить из сети, то надо её пой­мать и при­не­сти хо­зя­и­ну.
3) Есть здесь пре­крас­ный· парк, где царь Пётр соб­ствен­но­руч­но сажал де­ре­вья, и где был вы­стро­ен для него дво­рец.
4) Стек­ляш­ка­ми зве­нел на лужах тон­кий ледок да округ­лые пу­зы­ри воз­ду­ха под ним ло­па­лись с тихим трес­ком.
5) Часто мы не­до­люб­ли­ва­ем тех, кому чем-ни­будь обя­за­ны, и сер­дим­ся на тех, кому сами при­чи­ни­ли зло.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как во вто­рой части по­яс­ня­ет­ся, рас­кры­ва­ет­ся со­дер­жа­ние пер­вой части:

1) Спеть по­про­бо­ва­ли_ не пе­лось в пу­сто­те этих ком­нат.
2) Вся раз­ни­ца между умным че­ло­ве­ком и глу­пым в одном_ пер­вый все­гда по­ду­ма­ет и редко ска­жет, вто­рой ска­жет и ни­ко­гда не по­ду­ма­ет.
3) Заметёт ме­тель до­рож­ки_ идти будет не­лег­ко.
4) Через мо­стик шли сле­ду­ю­щим об­ра­зом_ впе­ре­ди майор, за ним лей­те­нант, потом сер­жант.
5) Катя при­е­ха­ла к брату_ нужно было по­го­во­рить о под­го­тов­ке к празд­ни­ку.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — До чего же я не­ве­зу­чий че­ло­век, — вздох­нул Коля и по­яс­нил: — Я на­де­ял­ся, что вы прочтёте мою по­весть.
2) Ана­то­лий Алек­син утвер­ждал, что: «Че­ло­век в гневе вы­ра­жа­ет не столь­ко свои убеж­де­ния, сколь­ко ощу­ще­ния» .
3) — Вот ви­ди­те, — развёл ру­ка­ми Ва­си­лий: — у меня этой за­пис­ки нет.
4) «Толь­ко твоих ис­те­рик тут не хва­та­ло!» — по­мор­щи­лась Рита.
5) Димка за­гля­нул мне в глаза и спро­сил : « Ты до­воль­на, что мы здесь?»
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) У Ивана Пав­ло­ви­ча нос был_ как кар­то­ши­на.
2) Надо быть ис­пол­ни­тель­ным_ как в боль­шом_ так и в малом деле.
3) Рас­пе­ча­тан­ный кон­верт лежал в сто­ро­не_ слов­но в нём за­клю­ча­лось что-то хо­лод­ное, опас­ное.
4) Уже давно зон­тик ис­поль­зу­ет­ся_ как укры­тие от солн­ца и дождя.
5) Я глу­бо­ко уве­ре­на, что по­мо­жет мне под­нять дом на на­сто­я­щую вы­со­ту не кто дру­гой_ как вы.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

 

Вода с шумом стре­ми­лась по кам­ням 1)_ и 2)_ так как этот шум был од­но­об­ра­зен, то мы 3) _ со­сре­до­то­чен­ные на подъёме 4) _ легко за­бы­ва­ли о нём, нам даже ка­за­лось 5) в до­ли­не царит пол­ная ти­ши­на.

5)  
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит озвон­че­ние со­глас­ных зву­ков:

1) жен­щи­на
2) город
3) кри­сталл
4) от­га­ды­вать
5) сбе­гать
22.  
i

Ука­жи­те, какие слова (сло­во­со­че­та­ния) со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию фра­зео­ло­гиз­му смо­тать удоч­ки:

1) скрыть­ся
2) убе­жать
3) пой­мать
4) ис­чез­нуть
5) вы­бро­сить
23.  
i

В каких сло­вах (фор­мах слов) два суф­фик­са?

1) ле­ни­вец
2) про­слу­шав
3) оглу­ши­тель­ность
4) на­пря­мую
5) но­ме­ро­чек
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Дверь в сенях с шумом от­кры­лась

1) На­чаль­ная форма - от­кры­вать­ся
2) не­со­вер­шен­но­го вида
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме 3-го лица
5) в форме жен­ско­го рода.
25.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Есть су­ще­стви­тель­ные, ко­то­рые не имеют формы един­ствен­но­го числа.
2) Имена су­ще­стви­тель­ные могут быть не­из­ме­ня­е­мы­ми.
3) Оба су­ще­стви­тель­ных «пар­ниш­ка» и «матрёшка» жен­ско­го рода.
4) В пред­ло­же­нии На про­ща­ние он креп­ко пожал руку де­воч­ке с ко­сич­ка­ми вы­де­лен­ное су­ще­стви­тель­ное вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния.
5) В су­ще­стви­тель­ных «дис­пан­сер» и «ста­туя» уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Щед­рая, бо­га­тая осень одела леса и рощи в зо­ло­той наряд.
2) Балет «Щел­кун­чик» про­извёл на ребёнка огром­ное впе­чат­ле­ние.
3) На мой взгляд, самая гу­ма­ни­тар­ная про­фес­сия на земле — это врач.
4) Ге­рой­ский по­сту­пок Ва­леч­ки ока­зал­ся бес­пре­це­дент­ным и не имел пре­це­ден­та в её про­шлом.
5) Знал я сво­е­го со­се­да как об­луп­лен­но­го.
27.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) около шесть­сот трид­ца­ти ки­ло­мет­ров
2) из глу­бо­ких уще­льев
3) вы­сту­пил более лучше
4) снять с них мерку
5) сожжёт ста­рые га­зе­ты
28.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Док­тор Иг­на­тов­ская по­мо­жет вам об­ре­сти на­деж­ду на вы­здо­ров­ле­ние.
2) Легко ука­зы­вать о не­до­стат­ках, но го­раз­до труд­нее по­нять, как от них из­ба­вить­ся.
3) Он без­участ­но спро­сил, что как это слу­чи­лось.
4) Оскорблённое са­мо­лю­бие за­став­ля­ет его по­сту­пать во­пре­ки здра­во­му смыс­лу.
5) Софья, чтобы оскор­бить и до­са­дить Чац­ко­му, рас­пус­ка­ет сплет­ни о нём.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Ис­то­рия за­рож­де­ния ис­кус­ства «зо­ло­той Хох­ло­мы».
2) Яр­кость и празд­нич­ность из­де­лий хох­лом­ских ма­сте­ров.
3) Из­люб­лен­ные мо­ти­вы хох­лом­ской рос­пи­си.
4) Про­цесс обу­че­ния хох­лом­ских ма­сте­ров.
5) Из­де­лия хох­лом­ских ху­дож­ни­ков несут людям кра­со­ту и ра­дость.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи - опи­са­ние
4) тип речи - рас­суж­де­ние
5) за­да­ча речи - по­ка­зать свое­об­ра­зие ис­кус­ства «зо­ло­той Хох­ло­мы».
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 14-е и 15-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'склон­ный к вы­дум­кам, за­те­ям, шут­кам'
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'за­мыс­ло­ва­тый, не­обыч­ный'
3) СИ­НО­НИМ - шу­точ­ный
4) си­но­ним - при­чуд­ли­вый
5) ан­то­ним - глад­кий.
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Най­ди­те в 14-м пред­ло­же­нии от­но­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 15-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

В ста­рин­ном особ­ня­ке, рас­по­ло­жен­ном на бе­ре­гу очень жи­во­пист­ной ре­чон­ки с за­рос­ши­ми ив­ня­ком бе­ре­га­ми, жили мно­гие из­вест­ные ар­ти­сты, ко­то­рые часто устра­и­ва­ли для мест­ных жи­те­лей раз­лич­ные празд­ни­ки и спек­так­ли.

37.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   от­ны­не

Б.   га­зо­снаб­же­ние

В.   по­явить­ся

Г.   бла­го­звуч­ность

1.   при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

2.   при­ста­воч­ный

3.   пост­фик­саль­ный

4.   суф­фик­саль­ный

5.   сло­же­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Дети в этой семье были при­уче..ы к стро­го­му по­ряд­ку.

Б.   Обиже..ый друг пе­ре­стал мне зво­нить.

В.   Нам по­нра­ви­лась тор­же­стве.. ая це­ре­мо­ния на­граж­де­ния по­бе­ди­те­лей.

Г.   Лече..ый не­дав­но зуб се­год­ня опять. раз­бо­лел­ся.

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Когда-то мы были дру­зья­ми.

Б.   Мимо нас про­но­си­лись ма­ши­ны.

В.   Он в ответ лишь опу­стил го­ло­ву.

Г.  Я долго тру­дил­ся, зато по­лу­чил хо­ро­шие ре­зуль­та­ты

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Хит­рость вы­нуж­де­на скры­вать­ся, муд­рость же от­кры­та и надёжна.

Б.   Когда мы имеем дело с ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ком, ни­ко­гда нель­зя очер­тить пол­но­стью его воз­мож­но­сти.

В.   Июнь­ский лес при­тя­ги­ва­ет не толь­ко своей кра­со­той, но и кла­до­вы­ми своих даров : за­цве­та­ют мож­же­вель­ник, ка­ли­на, ма­ли­на.

Г.   Он вы­ру­чил меня если не из беды, то, по край­ней мере, из очень не­при­ят­но­го по­ло­же­ния.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.