Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2012
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 35

Централизованное тестирование по русскому языку, 2012

1.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) гром­кий плач..
2) надо береч..ся
3) до­ро­гая брош..
4) много чу­до­вищ..
5) с..еден­ный
2.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) ре(ф/фф)ерен­дум
2) коло(н/нн)а
3) обе(с/сс)илеть
4) папуа(с/сс)кий
5) во(с/сс)клик­нуть
3.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пр..зи­рать труса
2) пр..ви­ле­ги­ро­ван­ный
3) пр..ни­мать­ся за ра­бо­ту
4) пр..но­ро­вить­ся
5) пр..воз­но­сить до небес
4.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пост..нов­ле­ние, прик..сно­ве­ние
2) зар..сли, к..мпо­зи­ция
3) в..не­грет, разб..рать­ся
4) выст..лить, пе­ре­кл..кать­ся
5) за..вле­ние, прор..дить мор­ковь
5.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) влеч..т
2) ш..рохи
3) обнаж..н
4) под плющ..м
5) внуч..нок
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) бес­смысл..ца, раз­борч..вый
2) складч..тый, рядоч..к
3) к той при­стан.., на баш..нке
4) о на­кло­нивш..йся стене, ситц..вый
5) о таком че­ре­до­ва­ни.., фасол..нка
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) мы за­держ..мся
2) рису..шь
3) подк­ле..вать книги
4) раска..вший­ся греш­ник
5) опека..мый
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) све­же­за­мо­ро­же..ый, вы­ко­па..ый
2) тума..ость, песча..ый берег
3) ре­мес­ле..ый, реза..ые огур­цы
4) пе­ре­пра­ва взо­рва..а, утре..ий
5) груп­па ор­га­ни­зо­ва..а и друж­на, от­ве­чал рас­сея..о.
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) он (не)обя­зан вам до­ве­рять; за­да­ние (не)вы­пол­не­но
2) очень (не)ве­се­ло вздох­нуть; край­не (не)при­ят­ные рас­спро­сы
3) от­нюдь (не)уро­жай­ный год; (не)рас­кле­ен­ные афиши
4) (не)ши­ро­кая, но глу­бо­кая река; (не)длин­ная, а ко­рот­кая юбка
5) (не)раз­ма­хи­вая ру­ка­ми; (не)от­прав­лен­ное во­вре­мя пись­мо.
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Я 1)н.. могу 2)н.. ра­до­вать­ся за нашу ко­ман­ду. Мы 3)н.. разу 4)н.. про­иг­ра­ли своим со­пер­ни­кам. С кем бы мы 5)н.. встре­ча­лись, все­гда нам со­пут­ство­ва­ла удача.

5)  
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (борт)ме­ха­ник
2) шли (по)ти­хонь­ку
3) (пол)лужи
4) (ве­чер­не)за­оч­ное обу­че­ние
5) (звуко)изо­ля­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Все по­бе­жа­ли, и де­воч­ка то(же) по­бе­жа­ла.
2) Ольга была сер­ди­та и (по)этому го­во­ри­ла мало.
3) (В)на­ча­ле эти на­смеш­ки сер­ди­ли Веру.
4) (В)те­че­ние дня Олег не­сколь­ко раз за­го­ва­ри­вал со мною.
5) Ле­ноч­ка всё время сме­я­лась и го­во­ри­ла (без)умол­ку.
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Оля от­ка­зы­ва­лась пе­ре­ез­жать в Тверь не­смот­ря на по­сто­ян­ные прось­бы ма­те­ри.
2) На греб­нях волн по­ка­зал­ся катер ми­га­ю­щий оран­же­вы­ми огонь­ка­ми.
3) Кле­вер плот­ным цве­ту­щим ков­ром сте­лет­ся по земле не тре­буя осо­бо­го ухода.
4) Де­душ­ка не любил без­дель­ни­ков и ни­ко­му не поз­во­лял си­деть сложа руки.
5) Эта ис­то­рия дошла до нас со­хра­нив­шись в един­ствен­ном эк­зем­пля­ре позд­ней­шей ру­ко­пи­си.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) С этим утвер­жде­ни­ем по­жа­луй можно было бы со­гла­сить­ся.
2) В от­чиз­не нашей к сча­стью есть не­ма­ло вы­со­ких жен­ских душ.
3) Ведь это всё так ска­зать для на­ше­го блага де­ла­ет­ся.
4) В раз­ви­тии науки не может быть оста­нов­ки.
5) Во­ро­бьи ко­то­рые толь­ко ищут по­во­да чтобы по­ссо­рить­ся силь­ны од­на­ко своим со­дру­же­ством.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Аме­ри­кан­ский ма­те­ма­тик Хейлс до­ка­зал ги­по­те­зу Кепле­ра сфор­му­ли­ро­ван­ную ещё в 1611 году и опуб­ли­ко­вал ста­тью об этом в на­уч­ном жур­на­ле.
2) Из­ме­нить всё равно уже ни­че­го было нель­зя и Ка­те­ри­на едва до­ве­ла раз­го­вор до конца.
3) Пах­нет по­лы­нью и мятой и лёгкий туман си­зо­ва­тый низко над сте­пью плывёт.
4) Чув­ство юмора на­ше­го фи­зи­ка не знало гра­ниц и все­гда было темой раз­лич­ных анек­до­тов со­хранённых па­мя­тью школь­ных ме­му­а­ри­стов.
5) От све­же­го воз­ду­ха у меня слег­ка за­кру­жи­лась го­ло­ва и при­ят­но за­сту­ча­ло серд­це.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сон сол­дат может про­дол­жать­ся не более двух часов, по­то­му что, когда ло­ша­ди от­дох­нут, обоз дви­нет­ся даль­ше.
2) Шла она мед­лен­ной по­ход­кой че­ло­ве­ка, ко­то­рый очень устал или ко­то­рый глу- боко за­ду­мал­ся.
3) Наша жизнь про­хо­дит в стрем­ле­нии к тому, чего у нас нет и в со­жа­ле­нии о том, чего у нас боль­ше не будет.
4) Осо­бен­но мне нра­вит­ся ноч­ное пение со­ло­вья, когда над го­ло­вой сияют звёзды и во­круг всё при­мол­ка­ет.
5) Ва­нюш­ка протёр ку­лач­ком глаза, по­пла­кал и, видя что к нему никто не идёт, сам по­ко­вы­лял к дому.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) «Сло­варь жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го языка» В. И. Даля один из луч­ших тол­ко­вых сло­ва­рей рус­ско­го языка.
2) И не­про­ни­ца­е­мая беззвёздная тьма, и запах сена, и влаж­ный ветер, ду­ю­щий с моря, всё это на­пом­ни­ло Сер­гею что-то ра­дост­ное и очень далёкое.
3) Вдруг ловцы уви­де­ли: из-за скалы по­ка­зал­ся дель­фин.
4) Мир есть ве­ли­чай­шая цен­ность на­ше­го бытия, без ко­то­рой утра­чи­ва­ют смысл и силу все про­чие блага и ра­до­сти жизни.
5) Оста­нешь­ся на за­во­де - до­ве­рю тебе от­вет­ствен­ную ра­бо­ту.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Вот здесь можно пе­ре­ве­сти дух! — вос­клик­нул мой спут­ник — На­ко­нец—то мы дошли до по­ля­ны, а там и до озера не­да­ле­ко».
2) «Как будто и боя ни­ка­ко­го не было!» — изумлённо думал Звя­гин­цев.
3) Со­крат счи­тал, что: «нель­зя ле­чить тело, не из­ле­чив душу».
4) — Стиль ка­мен­но­го века, — за­ме­тил Остап с одоб­ре­ни­ем и спро­сил: — А до­и­сто­риче­ские жи­вот­ные в мат­ра­цах не во­дят­ся?
5) Фаина Ра­нев­ская иро­ни­зи­ро­ва­ла: «Оп­ти­мизм — это не­до­ста­ток ин­фор­ма­ции».
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) По­лез­но чи­стить зубы пас­той, со­дер­жа­щей_ как фтор_ так и каль­ций.
2) В кафе почти пусто_ как на сцене во время ан­трак­та.
3) Не­боль­шой са­на­то­рий в под­мос­ков­ных лесах был пе­ре­дан нам_ как на­уч­но-иссле­до­ва­тель­ская база.
4) Пер­вым слово «ар­хе­тип» ввёл в на­уч­ный обо­рот не кто иной_ как Кант.
5) И Борис_ как че­ло­век на­ход­чи­вый_ тот­час вос­поль­зо­вал­ся ис­клю­чи­тель­но­стью сво­е­го по­ло­же­ния.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

Я по­про­сил раз­ре­ше­ния у сво­е­го стро­го­го 1)_ и свое­воль­но­го отца со­брать хво­рост 2)_ и раз­ве­сти огонь 3)_ и 4)_ когда, к моему удив­ле­нию, он всё-таки дал поз­во­ле­ние, пе­ре­до мной воз­ник­ла ещё одна про­бле­ма 5 )_ нужно было уго­во­рить отца по­мочь мне.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом об­ра­зо­ва­ны слова:

1) пред­го­рье
2) по-дру­го­му
3) услож­нить
4) вы­дум­щик
5) по­ро­ди­стый
22.  
i

В каких рядах оба су­ще­стви­тель­ных от­но­сят­ся к од­но­му скло­не­нию?

1) струя, на­бе­реж­ная
2) семя, на­стро­е­ние
3) то­поль, якорь
4) сви­рель, тюль
5) пар­ниш­ка, ска­мья
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии при­ча­стию?

 

Лена толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ста­вен

1) На­чаль­ная форма - рас­сох­ший­ся
2) дей­стви­тель­ное
3) про­шед­ше­го вре­ме­ни
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме жен­ско­го рода
24.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Юноша ис­пы­ты­вал без­от­вет­ное чув­ство любви к этой пре­крас­ной де­вуш­ке.
2) Суммы дан­ных вы­плат оди­на­ко­во эк­ви­ва­лент­ны.
3) Гло­баль­ные из­ме­не­ния кли­ма­та могут ока­зать су­ще­ствен­ное зна­че­ние на эконо­мику раз­ных стран.
4) Это, ко­неч­но, не до­слов­ные его слова, но смысл имен­но таков.
5) Нель­зя при­чи­нять боль дру­гим людям.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Ты сво­е­го здо­ро­вья со­всем (не бережёшь, не берегёшь).
2) Не стрем­люсь быть (более ори­ги­наль­ной, более ори­ги­наль­нее), хочу оста­вать­ся сама собой.
3) Фрук­то­вый сад раз­бит на (пя­ти­ста, пя­ти­стах) гек­та­рах.
4) На столе ма­сте­ра ле­жа­ло много раз­ных мо­лот­ков и (нож­ниц, нож­ни­цев).
5) Иг­руш­ка сде­ла­на очень ин­те­рес­но: хру­сталь­ная пи­ра­мид­ка, а в (ей, ней) цвет­ной шарик.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Раз­бро­сан­ные иг­руш­ки по полу мы быст­ро сло­жи­ли в ко­роб­ки.
2) По­ста­ра­ем­ся вы­яс­нить и разо­брать­ся в этой си­ту­а­ции.
3) Затем Пётр Ива­но­вич в своём до­кла­де оста­но­вил­ся о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях между учи­те­лем и уче­ни­ком.
4) По­кра­сив рамы белой крас­кой, окна при­об­ре­ли на­ряд­ный вид.
5) Си­дя­щая рядом ста­руш­ка по­лю­бо­пыт­ство­ва­ла, нет ли у меня род­ствен­ни­ков в Ро­ стове.
27.  
i

Уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог в сло­вах:

1) при­ну­дить
2) сфор­ми­ро­вать
3) до­нель­зя
4) досуг
5) (она) ждала
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) По про­ис­хож­де­нию слова рус­ско­го языка де­лят­ся на ис­кон­но рус­ские и за­им­ство­ван­ные.
2) В пря­мом зна­че­нии от­но­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные не со­че­та­ют­ся с на­ре­чи­я­ми меры и сте­пе­ни.
3) Ну­ле­вое окон­ча­ние может быть толь­ко у су­ще­стви­тель­ных.
4) «При­бавь» — это форма по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла при­бав­лять.
5) В пред­ло­же­нии По­мощь ока­за­на во­вре­мя со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, ука­жи­те, на какие во­про­сы в тек­сте нет от­ве­тов.

1) Где укры­лась лодка ?
2) Какие по­вре­жде­ния об­на­ру­жи­ли пу­те­ше­ствен­ни­ки в лодке?
3) На что на­де­я­лись пу­те­ше­ствен­ни­ки?
4) Что про­изо­шло после при­хо­да силь­ной волны?
5) Как были спа­се­ны пу­те­ше­ствен­ни­ки?
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи - по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния
4) за­да­ча речи - рас­ска­зать о слу­чае, про­изо­шед­шем в море во время бури
5) за­да­ча речи - рас­ска­зать о том, как сле­ду­ет го­то­вить­ся к мор­ско­му пу­те­ше­ствию.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 4-е и 5 - е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Ука­жи­те лек­си­че­ские при­зна­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'очень боль­шой по раз­ме­рам'
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии ' ис­клю­чи­тель­ный по силе, зна­че­нию'
3) си­но­ним - огром­ный
4) си­но­ним - су­ще­ствен­ный
5) ан­то­ним - ма­лень­кий.
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Най­ди­те в 10-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) При­бли­жа­лась буря. (2) Мы спу­сти­ли парус в одно мгно­ве­ние. (3) Не­сколь­ко уда­ров весла  — и лодка укры­лась за ги­гант­ской ба­заль­то­вой сте­ной, попав в от­но­си­тель­но спо­кой­ный водоём. (4) В самой се­ре­ди­не на­ше­го укры­тия под­ни­мал­ся из воды боль­шой плос­кий ка­мень. (5) По­верх­ность этого камня была по­кры­та бу­ры­ми во­до­рос­ля­ми и ра­ко­ви­на­ми. (6) Во­круг нас вы­си­лись ги­гант­ские утёсы, круто, а ме­ста­ми от­вес­но об­ры­ва­ю­щи­е­ся в море.

(7) Волны с гро­хо­том та­ра­ни­ли стену, но она стой­ко вы­дер­жи­ва­ла на­тиск моря. (8) Вет­ром пе­ре­бра­сы­ва­ло через неё брыз­ги. (9) Волны пе­ни­лись, дро­би­лись и, ослаб­лен­ные, с ур­ча­ни­ем ухо­ди­ли за ба­заль­то­вую стен­ку, выплёски­ва­ясь на камни, к ко­то­рым была при­вя­за­на лодка.

(10) Вы­ка­чав из лодки воду, мы пе­ре­бра­ли всё наше иму­ще­ство и уло­жи­ли его по­луч­ше, при­крыв свер­ху бре­зен­том и об­вя­зав по­креп­че верёвками. (11) Затем мы оде­лись по­теп­лее и сели на свои места в лодке, на­де­ясь, что ветер стих­нет и море хоть не­мно­го успо­ко­ит­ся.

(12) Но, во­пре­ки нашим ожи­да­ни­ям, силь­ная волна под­хва­ти­ла лодку, как пёрышко, и на греб­не вы­нес­ла в от­кры­тое море. (13) Ветер хлест­нул по лицу хо­лод­ной из­мо­ро­сью. (14) Лодка силь­но на­кре­ни­лась: про­шла вто­рая боль­шая волна, потом тре­тья. (15) Слов­но ра­не­ная птица, увле­ка­е­мая силь­ным вет­ром, по­мча­лась наша лодка вдоль бе­ре­га. (16) Ни­че­го не было видно: ни где кон­ча­ет­ся вода, ни где на­чи­на­ет­ся небо.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 7—11) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ной опре­де­ли­тель­ной. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 9) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Всё-таки рас­ска­зать про свою не­уда­чу Алёше очень хо­те­лось: ведь даже самым доб­лест­ным ге­ро­ям нужно ино­гда по­де­лит­ся с кем-ни­будь своей го­ре­чью, по­то­му что тогда де­ла­ет­ся легче.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

ФРА­ЗЕО­ЛО­ГИЗМ

А.   со­вать нос

Б.   ты­кать носом

В.   уте­реть нос

Г.   во­дить за нос

ЗНА­ЧЕ­НИЕ

1.   дол­гое время об­ма­ны­вать, вво­дить в за­блуж­де­ние кого-либо

2.   вме­ши­вать­ся в чужие дела

3.   уте­шить, успо­ко­ить кого-либо

4.   до­ка­зать свою право­ту, под­черк­нуть своё пре­вос­ход­ство в чём-либо перед кем-либо

5.   ука­зы­вать кому-либо на что-либо, за­став­лять

об­ра­тить вни­ма­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы.

А.   раз­гру­зоч­ный

Б.   вол­чий

В.   под­бор­ка

Г.   по­ми­нут­но (зво­нить)

1.   ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Иду к ко­лод­цу, ко­то­рый стоит на от­кры­том месте.

Б.   Что обыч­но де­ла­ешь, когда при­хо­дишь из школы?

В.   Счи­тай­те, что щенок уже ваш.

Г.   В нашей бри­га­де было две­на­дцать че­ло­век.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.