Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2018
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 40493

Централизованное тестирование по русскому языку, 2018

1.  
i

Ука­жи­те слова, в кор­нях ко­то­рых пи­шет­ся буква о:

1) предв..ри­тель­ный
2) погл..тить
3) подг..реть
4) р..сти­тель­ность
5) пан..рама
2.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­пу­ще­на буква ё:

1) реч..нка
2) копч..ный
3) стаж..р
4) печ..нка
5) в больш..м (ведре)
3.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых все слова на­пи­са­ны пра­виль­но:

1) за­ме­реть, со­чи­та­ние, за­пи­рать
2) цыц, сверх­изыс­кан­ный, цим­ба­лы
3) асвальт, лест­ни­ца, га­ле­рея
4) съёмка, пон­чик, серьёзный
5) сги­бать, под­ска­зать, пре­чуд­ли­вый
4.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых на конце пи­шет­ся ь:

1) съеш.. (салат)
2) (лю­би­мая) доч..
3) (вы­хо­дить) замуж..
4) (ост­рый) меч..
5) (он) горяч..
5.  
i

Ука­жи­те слова, в окон­ча­нии ко­то­рых пи­шет­ся буква е:

1) (пре­бы­вать) в со­мнень..
2) (ска­кать) на лошад..
3) по­стел..шь (ковёр)
4) (в) колюч..м (ку­стар­ни­ке)
5) на­дви­га­ющ..еся (тучи)
6.  
i

Ука­жи­те слова, в суф­фик­сах ко­то­рых пи­шет­ся буква и:

1) луков..чка
2) клеёнч..тый
3) на­крах­мал..вать
4) монаш..нка
5) слыш..щий
7.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых на месте про­пус­ка пи­шет­ся одна и та же буква:

1) вы­здо­ров..вший
2) знач..мый
3) раз­мен..нный
4) рас­чист..л
5) слыш..щий
8.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых оба слова пи­шут­ся через дефис:

1) (пол)апель­си­на, (пол)ли­мо­на
2) (вице)гу­бер­на­тор, (альфа)ча­сти­ца
3) (за­пад­но)ев­ро­пей­ский, (се­ве­ро)за­пад­ный
4) (по)не­мно­гу, (мало)по­ма­лу
5) на­ко­нец(таки), как(будто)
9.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте всех про­пус­ков пи­шет­ся двой­ное н:

1) де­воч­ка рас­сея..а и на­ив­на; де­ре­вя..ый дом
2) го­во­рить пута..о; ране..ый в бою сол­дат
3) внуч­ка вос­пи­та..а ба­буш­кой; овчи..ый тулуп
4) ра­дост­ный имени..ик; вы­ра­ще..ые овощи
5) жаре..ая рыба; ко­мис­сио..ый сбор
10.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых нет ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок:

1) аб­со­лют­но не­обос­но­ван­ное ре­ше­ние; не вся­кий че­ло­век
2) не­хва­та­ет вре­ме­ни; не­смол­ка­е­мый гул
3) да­ле­ко не кра­са­ви­ца; полы не вы­мы­ты
4) не до­оце­ни­вать про­тив­ни­ка; идти не быст­ро, а мед­лен­но
5) негде при­сесть; не­раз­го­вор­чи­вый по­пут­чик
11.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых во всех слу­ча­ях пи­шет­ся ни и раз­дель­но:

1) За весь вечер она так (н..)разу и (н..)улыб­ну­лась.
2) Кто толь­ко (н..)читал, кто толь­ко (н..)учил сти­хов Пуш­ки­на!
3) Что (н..)делай, что (н..)го­во­ри, как (н..)ста­рай­ся, как (н..)пы­тай­ся, всё равно плохо.
4) Мы (н..)чем (н..)огра­ни­че­ны в вы­бо­ре пути.
5) Се­год­ня мне по­че­му-то не хо­те­лось (н..)есть, (н..)спать, (н..)го­во­рить.
12.  
i

Ука­жи­те со­че­та­ния слов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся фра­зео­ло­гиз­ма­ми:

1) по­пасть в ис­то­рию
2) по­пасть впро­сак
3) по­пасть в лоб
4) по­пасть в точку
5) по­пасть в пе­ре­плёт
13.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми:

1) Ад­ре­сант, к сча­стью, от­пра­вил важ­ное пись­мо во­вре­мя.
2) Про­из­во­ди­те­лям при­ш­лось уде­ше­вить сто­и­мость от­дель­ных то­ва­ров для на­се­ле­ния.
3) Учеб­ные за­ня­тия в уни­вер­си­те­те нач­нут­ся в на­ча­ле сен­тяб­ря ме­ся­ца.
4) Наш фи­нан­со­вый ди­рек­тор об­ла­да­ет хо­ро­ши­ми ор­га­ни­за­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми.
5) В ко­ри­до­ре было так темно, что хоть глаз вы­ши­би.
14.  
i

Ука­жи­те слова, ко­то­рые имеют оди­на­ко­вое стро­е­ние:

1) при­вкус
2) вкус­нень­кий
3) не­вкус­ный
4) без­вкус­но (го­то­вить)
5) вкус­но­та
15.  
i

Ука­жи­те слова, об­ра­зо­ван­ные одним и тем же спо­со­бом:

1) око­ло­зем­ный
2) пред­пле­чье
3) сверх­за­да­ча
4) из­ле­че­ние
5) на­ут­ро
16.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми ча­стя­ми речи:

1) На бе­ре­гу, возле при­ста­ни, было много не­зна­ко­мых мне людей.
2) В ваших сло­вах какая-то доля прав­ды всё-таки есть.
3) Бе­ре­ги­те свой род­ной край, ибо лучше его нет места на земле.
4) Там, где рань­ше был сто­лич­ный ки­но­те­атр, по­стро­и­ли со­вре­мен­ный тор­го­вый центр.
5) Он не дол­жен ни­че­го от нас скры­вать.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, с ко­то­ры­ми можно со­гла­сить­ся:

1) Су­ще­стви­тель­ные «па­роль» и «вуаль» муж­ско­го рода.
2) При­ла­га­тель­ное «рад» упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в крат­кой форме.
3) У чис­ли­тель­но­го «сто» сов­па­да­ют формы всех кос­вен­ных па­де­жей, кроме ви­ни­тель­но­го.
4) «Некто» — на­чаль­ная форма ме­сто­име­ния «не­ко­го».
5) В пред­ло­же­нии «Вик­то­рия Львов­на Чер­няв­ская ни­ко­гда не была за­му­жем» вы­де­лен­ное на­ре­чие вы­пол­ня­ет функ­цию об­сто­я­тель­ства.
18.  
i

Ука­жи­те формы гла­го­ла ра­до­вать­ся, для ко­то­рых пра­виль­но ука­за­ны все мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

1) ра­до­вал­ся — I спря­же­ние, изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние, про­шед­шее время, един­ствен­ное число, муж­ской род
2) ра­дуй­ся — не­пе­ре­ход­ный, по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние, вто­рое лицо, един­ствен­ное число
3) ра­до­вал­ся бы — услов­ное на­кло­не­ние, про­шед­шее время, един­ствен­ное число, муж­ской род
4) ра­до­вав­ша­я­ся — дей­стви­тель­ное, про­шед­шее время, име­ни­тель­ный падеж, един­ствен­ное число, жен­ский род
5) ра­ду­ясь — воз­врат­ное, не­со­вер­шен­ный вид, на­сто­я­щее время
19.  
i

Ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых есть не­пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы слов:

1) пекёт торт
2) ис­кус­ные ма­сте­ра
3) слаже груши
4) в обеих ре­зю­ме
5) в не­сколь­ких та­рел­ках
20.  
i

Ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, для ко­то­рых пра­виль­но ука­зан вид под­чи­ни­тель­ной связи:

1) увле­ка­ясь те­ат­ром — при­мы­ка­ние
2) жили вчет­ве­ром — управ­ле­ние
3) цвет беж — при­мы­ка­ние
4) об одной ко­сточ­ке — со­гла­со­ва­ние
5) влаж­ный от росы — со­гла­со­ва­ние
21.  
i

Ука­жи­те од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния:

1) С утра всё небо за­во­лок­ло гро­зо­вы­ми ту­ча­ми.
2) Что может быть на свете лучше моря?
3) Столы и сту­лья целый день дви­га­ли с места на место.
4) Бес­край­нее небо, рас­кра­шен­ное го­лу­бой крас­кой.
5) Дно в этом озере очень плот­ное.
22.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых син­так­си­че­ские нормы не на­ру­ше­ны:

1) В про­да­жу уже по­сту­пи­ли че­ты­ре новые мо­де­ли ве­ло­си­пе­дов.
2) В кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие не толь­ко учёные из Мин­ска, но и из дру­гих бе­ло­рус­ских го­ро­дов.
3) Сочи при­вет­ли­во встре­чал участ­ни­ков зим­ней олим­пи­а­ды.
4) Ста­тья в га­зе­те пол­но­стью ис­ка­жа­ет дей­стви­тель­ность, ко­то­рую вы со­ве­то­ва­ли про­чи­тать.
5) Во­пре­ки нашим про­гно­зам, все уче­ни­ки спра­ви­лись с этим за­да­ни­ем.
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым не­об­хо­ди­мо по­ста­вить тире:

1) Го­во­рят, тяга к вос­по­ми­на­ни­ям при­ме­та воз­раст­ная.
2) Жизнь че­ло­ве­че­ская как не­дол­го­веч­ный костёр.
3) Увлечь слу­ша­те­ля боль­шое и труд­ное ис­кус­ство.
4) Как всем из­вест­но, два­жды два че­ты­ре.
5) Мы всего лишь гости на нашей пла­не­те.
24.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­но рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния при од­но­род­ных чле­нах:

1) От до­ми­ка оста­лась печка, да чёрная труба над ней, да си­рот­ли­вое кры­леч­ко из грубо тёсан­ных кам­ней.
2) Ко всему в лесу: и к бел­кам, и к цве­там ки­прея, и к мо­ло­дым сосёнкам я стал от­но­сить­ся как к своим вер­ным дру­зьям.
3) Со­рев­но­ва­ния про­во­ди­лись не толь­ко по пла­ва­нию, но и по лёгкой ат­ле­ти­ке, и по на­столь­но­му тен­ни­су, и по пляж­но­му во­лей­бо­лу.
4) Пела она то тихо и жа­лоб­но, то гром­ко и ве­се­ло.
5) Книги, сто­яв­шие ров­нень­ко на пол­ках, бу­ма­ги, ле­жав­шие стоп­ка­ми на столе, кар­ти­ны, ви­ся­щие на сте­нах, всё на­по­ми­на­ло преж­не­го хо­зя­и­на.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные кон­струк­ции не­об­хо­ди­мо обосо­бить:

1) Там на Таш­кент­ской улице много ста­рых домов и боль­ших де­ре­вьев.
2) Древ­ние охот­ни­ки не­смот­ря на при­ми­тив­ное ору­жие почти все­гда воз­вра­ща­лись домой с бо­га­той до­бы­чей.
3) Ве­че­ром Пе­ла­гея устав­шая от днев­ной суеты тихо си­де­ла у окна.
4) Он за­го­во­рил быст­ро и ни на кого не глядя и за­ин­те­ре­со­вал всех.
5) Из за­га­доч­ных свойств ян­та­ря ока­ме­не­лой сос­но­вой смолы можно по­черп­нуть самые эле­мен­тар­ные зна­ния об элек­три­че­стве.
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, ко­то­рые ослож­не­ны ввод­ным сло­вом (учти­те, что внут­ри пред­ло­же­ний от­сут­ству­ют знаки пре­пи­на­ния):

1) Через не­сколь­ко минут он на­ко­нец затих и креп­ко уснул.
2) Он вряд ли уже успе­ет на ве­чер­ний поезд.
3) К ра­до­сти при­ме­ши­ва­лось чув­ство до­са­ды и со­жа­ле­ния.
4) Пре­под­несённый нами юби­ля­ру по­да­рок ка­жет­ся ему по­нра­вил­ся.
5) На­ро­ду прав­да на пло­ща­ди было к ве­че­ру не слиш­ком много.
27.  
i

Ука­жи­те слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­но рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния:

1) Стало свет­лее, и когда тайга рас­сту­пи­лась, не­обык­но­вен­ное по кра­со­те зре­ли­ще пред­ста­ло перед нами: белое по­лот­но реки было окайм­ле­но стре­мя­щи­ми­ся ввысь ве­ко­вы­ми де­ре­вья­ми.
2) Ка­пе­ли от­з­ве­не­ли, и под­сох­ла земля, и грачи по­ле­те­ли на род­ные поля.
3) Я знал точно, что отцу нужна моя по­мощь и что он пол­но­стью рас­счи­ты­ва­ет на меня.
4) Учи­тель за­ме­тил — на стене висит порт­рет пи­са­те­ля Ла­жеч­ни­ко­ва.
5) Всюду куда ни гля­нешь, тя­ну­лась бес­ко­неч­ная бурая рав­ни­на.
28.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых перед как ста­вит­ся за­пя­тая:

1) Ху­дож­ни­ку оди­на­ко­во хо­ро­шо уда­ют­ся как порт­ре­ты, так и пей­за­жи.
2) Раз­дал­ся зво­нок, и в ком­на­ту вошёл не кто иной как врач из кли­ни­ки.
3) Ва­си­лий Ива­но­вич как спра­вед­ли­вый ди­рек­тор, че­ло­век опыт­ный и де­мо­кра­тич­ный, легко на­хо­дил язык со сво­и­ми под­чинёнными.
4) Чув­ство влюблённо­сти на­ле­та­ет так же вне­зап­но как порыв бури.
5) Он очень долго мол­чал как мне тогда по­ка­за­лось.
29.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­ще­на за­пя­тая:

1) Про­си­дев три дня под Во­ло­ко­лам­ском, пока город не взяли и на­пи­сав ещё один очерк, Ло­па­тин вы­ле­тел на южный уча­сток фрон­та к Одо­е­ву.
2) От­че­го в этом при­зы­ве чи­стой души по­слы­ша­лась мне глу­бо­кая пе­чаль и моё серд­це так бо­лез­нен­но сжа­лось?
3) Осталь­ные гости уже со­бра­лись ехать и, как их ни уго­ва­ри­вал Аль­берт, вышли в пе­ред­нюю.
4) Когда-то я впер­вые узна­ла, что Земля круг­лая и что все взрос­лые, ока­зы­ва­ет­ся, тоже были детьми, и что жизнь полна вся­че­ских сюр­при­зов.
5) У меня кру­жи­лась го­ло­ва и я не­сколь­ко раз при­са­жи­вал­ся на ска­мью и пе­ре­во­дил дух.
30.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Все идите за мной! — Крик­ну­ла она, спус­ка­ясь к быст­рой реке.
2) Вла­ди­мир Одо­ев­ский утвер­ждал, что: «по­э­зия есть пред­вест­ник того со­сто­я­ния че­ло­ве­че­ства, когда оно пе­ре­ста­нет до­сти­гать и начнёт поль­зо­вать­ся до­стиг­ну­тым».
3) — У тебя когда ка­ни­ку­лы-то? — спро­си­ла бабка Шурку стро­го. — Какие? Зим­ние? — от­ве­тил во­про­сом на во­прос Шурка.
4) В одном из сти­хо­тво­ре­ний, ад­ре­со­ван­ных А. Ах­ма­то­вой, Ма­ри­на Цве­та­е­ва так раз­гра­ни­чи­ла сферы по­э­ти­че­ско­го вли­я­ния между двумя по­эта­ми:
И по­де­ли­ли мы так про­сто:
Твой — Пе­тер­бург, моя — Москва.
5) Уви­дел меня ге­не­рал и го­во­рит: «По­го­ди-ка, са­ни­тар, не уходи».
31.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Про­чи­тай­те текст и ука­жи­те вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые точно от­ра­жа­ют со­дер­жа­ние тек­ста:

1)  Сло­вар­ный со­став языка вклю­ча­ет как ак­тив­ную, так и пас­сив­ную лек­си­ку.

2)  Об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова со­став­ля­ют пе­ри­фе­рий­ную часть лек­си­ки.

3)  Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой по­движ­ны.

4)  В со­став ак­тив­ной лек­си­ки вхо­дят уста­рев­шие слова и нео­ло­гиз­мы.

5)  Лек­си­ка  — это сло­вар­ный со­став языка.

32.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Опре­де­ли­те стиль и тип речи тек­ста из за­да­ния В1:

1)  стиль офи­ци­аль­но-де­ло­вой, тип речи  — опи­са­ние;

2)  стиль на­уч­ный, тип речи  — опи­са­ние;

3)  стиль раз­го­вор­ный, тип речи  — рас­суж­де­ние;

4)  стиль ху­до­же­ствен­ный, тип речи  — по­вест­во­ва­ние;

5)  стиль пуб­ли­ци­сти­че­ский, тип речи  — рас­суж­де­ние.

33.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Най­ди­те слово, ко­то­рое яв­ля­ет­ся сред­ством связи 3-го и 4-го пред­ло­же­ний тек­ста из за­да­ния В1, и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но.

34.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Опре­де­ли­те, какой звук в слове, вы­де­лен­ном в 5-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, оха­рак­те­ри­зо­ван не­пра­виль­но, и за­пи­ши­те нуж­ный номер:

1)  [у]  — гл., ударн.;

2)  [м]  — согл., звонк., твёрд.;

3)  [н]  — согл., звонк., твёрд.;

4)  [ы]  — гл., без­ударн.;

5)  [й’]  — согл., глух., мягк.

35.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Най­ди­те в 1-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1 од­но­знач­ное су­ще­стви­тель­ное и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но.

36.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

От гла­го­ла, вы­де­лен­но­го в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, об­ра­зуй­те дей­стви­тель­ное при­ча­стие на­сто­я­ще­го вре­ме­ни и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

37.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Опре­де­ли­те тип 11-го пред­ло­же­ния тек­ста из за­да­ния В1:

1)  слож­но­со­чинённое;

2)  слож­но­под­чинённое;

3)  бес­со­юз­ное слож­ное;

4)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной свя­зью;

5)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и бес­со­юз­ной свя­зью.

38.  
i

По­ставь­те уда­ре­ние в сло­вах и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  До­су­ха.

Б.  Кра­пи­ва.

В.  Об­лег­чить.

Г.  Сли­во­вый.

1.  Уда­ре­ние па­да­ет на пер­вый слог.

2.  Уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.

3.  Уда­ре­ние па­да­ет на тре­тий слог.

39.  
i

Опре­де­ли­те, слит­но или раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  Осталь­ную ме­бель при­вез­ли толь­ко (на)ка­ну­не.

Б.  Не уста­нов­ле­но, (от)чего рыбак по­лу­ча­ет боль­ше удо­воль­ствия — от самой ры­бал­ки или от под­го­тов­ки к ней.

B.  За­да­ча была чрез­вы­чай­но труд­ной и в то(же) время очень ин­те­рес­ной.

Г.  Про­ник­нуть (в)глубь тайги са­мо­сто­я­тель­но удаётся не мно­гим пу­те­ше­ствен­ни­кам.

1.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся со­ю­зом.

2.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние на­ре­чия с ча­сти­цей.

3.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

4.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем с про­стран­ствен­ным или вре­мен­ным зна­че­ни­ем.

5.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся пред­ло­гом.

6.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние ме­сто­име­ния с ча­сти­цей.

7.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние ме­сто­име­ния с пред­ло­гом.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Ожи­дать — это тоже пред­чув­ствие сча­стья. Б.  Век живи, век учись.

B.  Избы в селе Пле­ще­ев­ка очень ак­ку­рат­ные.

Г.  По жуж­жа­нию ко­ма­ра можно было сле­дить за его полётом.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.