Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2013
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 96

Централизованное тестирование по русскому языку, 2013

1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) погл..щать
2) вск..раб­кать­ся
3) проп..ганда
4) пог..рель­цы
5) к..са­тель­ная
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) п..рцо­вый, пр..иму­ще­ство
2) барр..када, зап..реть
3) пал..сад­ник, выт..рать
4) ж..мчу­жи­на, пр..гра­дить
5) пр..вос­ход­ный, пр..лавок
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) гру(п/пп)иро­вать
2) земля(н/нн)ой
3) о(т/тт)ал­ки­ва­ю­щий
4) гу(м/мм)ани­тар­ный
5) стари(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) рубаш..нка
2) со­кращ..нный
3) реш..точка
4) камыш..вый
5) ноч..вка
5.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) акц..онер, уц..нённый товар
2) пред..юль­ский, сверх..нду­стри­аль­ный
3) обе фо­кус­ниц.., тиг­риц..н
4) уда­рить на­от­маш.., эта пол­ноч..
5) необ..ез­жен­ный, пред..ян­вар­ский
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) от­ды­хать в Итали.., к зовущ..му нас че­ло­ве­ку
2) о таком про­из­вол.., в бе­личь..м гнез­де
3) о по­до­ба­ющ..м об­ли­ке, бо­лез­не­устойч..вый
4) для упру­гост.., расчётл..вый
5) кру­жоч..к, плюш..вый
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) за­стра..вать
2) на­помн..вший
3) он спряч..тся
4) ко­лебл..мый
5) если вы пе­ре­скаж..те
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)убран­ная с утра по­стель; тру­дил­ся (не)от­ды­хая
2) (не)спе­лая, но вкус­ная ма­ли­на, (не).ми­но­вать беды
3) ни­ко­му (не)из­вест­ные факты; (не)устра­и­ва­ет встреч
4) путь (не)про­ло­жен; (не)вы­со­кий, а низ­кий забор
5) (не)про­сох­шее сено; пол­ный (не)удач­ник
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Как 1)н..увле­кал­ся ребёнок игрой, он 2)н.. мог 3)н.. за­ме­чать стро­го­го взгля­да ма­те­ри, хотя она 4) н.. разу даже 5)н.. оклик­ну­ла его.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (бу­ты­лоч­но)зелёный
2) (пес­ча­но)гли­ни­стый
3) (полу)об­хват
4) го­во­рить (по)поль­ски
5) (сред­не)су­точ­ный
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я был впол­не со­гла­сен с вра­чом (на)счёт спо­со­бов ле­че­ния этой бо­лез­ни.
2) Она ещё раз что-то про­кри­ча­ла ему (в)до­гон­ку.
3) От­кры­лось окно, (за)тем спу­сти­лась не­боль­шая лест­ни­ца.
4) Эти низ­кие гор­ни­цы со­хра­ни­ли то(же) рас­по­ло­же­ние, что и при преж­нем хо­зя­и­не.
5) Вы оши­ба­е­тесь, если во­об­ра­жа­е­те себе жень­ше­не­вую план­та­цию (в)виде по­ля­ны.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Рус­ская ли­те­ра­ту­ра _ одна из самых древ­них ли­те­ра­тур Ев­ро­пы.
2) Сила вли­я­ния нрав­ствен­но­го _ выше вся­ких сил.
3) Эпи­че­ская по­э­зия _ есть по су­ще­ству сво­е­му по­э­зия объ­ек­тив­ная.
4) Ваш долг _ из­ви­нить­ся как можно веж­ли­вее.
5) Гео­ло­гам, ме­тео­ро­ло­гам, эко­ло­гам, био­хи­ми­кам _ людям раз­ных про­фес­сий при­хо­дит­ся ра­бо­тать в по­ле­вых усло­ви­ях.
13.  
i

 Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., |при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Пер­вым ме­тал­лом ока­зав­шим­ся в руках че­ло­ве­ка стала медь.
2) Дуб­ров­ский при­бли­жа­ясь к берёзовой роще услы­шал удары то­по­ра и треск по­ва­лив­ше­го­ся де­ре­ва.
3) Солн­це под­ня­лось над сплош­ным белым об­ла­ком по­кры­ва­ю­щим во­сток и оза­ри­ло всё ра­дост­ным све­том.
4) Мы с Юрой моим при­я­те­лем по­бе­ди­ли в кон­кур­се юных био­ло­гов.
5) На кар­ти­не очень жи­во­пис­но вы­гля­дит кра­ду­ща­я­ся по рав­ни­не и уже при­го­то­вив­ша­я­ся к на­па­де­нию стая львов.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Она опоз­да­ла при­бли­зи­тель­но на де­сять минут.
2) Од­на­ко из-за бо­лез­ни ма­те­ри по­езд­ку при­ш­лось от­ло­жить.
3) По-моему вся­кая ра­бо­та ин­те­рес­на.
4) Ка­жет­ся что дом не­оби­та­ем.
5) Дру­гой мотив мы к со­жа­ле­нию не можем по­до­брать.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Была у деда ста­рин­ная па­се­ка-дуп­лян­ка и по­ва­дил­ся туда огром­ный мед­ведь мёд во­ро­вать да без­об­раз­ни­чать.
2) У жиз­нен­ной прав­ды свои го­ло­са и хо­ро­ше­му пи­са­те­лю важно до­не­сти их до со­вре­мен­ни­ков.
3) Певец тща­тель­но на­ма­ты­вал шарф ста­ра­ясь за­щи­тить горло и ста­ра­тель­но от­во­ра­чи­вал­ся от чи­ха­ю­щих по­пут­чи­ков.
4) В кафе уста­нов­ле­но новое хо­ло­диль­ное обо­ру­до­ва­ние и ра­бо­та­ют кон­ди­ци­о­не­ры.
5) На все го­ло­са гу­де­ла вьюга и в сплош­ном вихре снеж­ной пыли сли­лись небо и земля.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Спря­тав­шись так что стре­лы не­при­я­те­ля не до­ле­та­ли до меня, я натёр по­ра­нен­ные места це­леб­ной мазью.
2) Он любил те часы суток, когда свет пе­ре­хо­дит в тень и всё ми­ро­зда­ние при­от­кры­ва­ет для че­ло­ве­ка дверь в свои та­ин­ствен­ные покои.
3) Про­фес­сор про­из­во­дил впе­чат­ле­ние од­но­го из тех рас­се­ян­ных людей, ко­то­рые не видят, что на них смот­рят, и не слы­шат того, что им го­во­рят.
4) Хо­зя­е­ва при­гла­си­ли его в про­стор­ный и про­хлад­ный зал, где по сте­нам ви­се­ли кар­ти­ны, и где ме­бе­ли не было, если не счи­тать оваль­но­го стола из чёрного де­ре­ва.
5) Нам ка­за­лось, что если мы будем гре­сти силь­нее, до бе­ре­га оста­нет­ся со­всем не­мно­го.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как во вто­рой части по­яс­ня­ет­ся, рас­кры­ва­ет­ся со­дер­жа­ние пер­вой части:

1) Будем живы_ обя­за­тель­но встре­тим­ся.
2) Обо­док этого блюда укра­шен изыс­кан­ным ор­на­мен­том в позд­не­ан­тич­ном духе_ зме­я­ща­я­ся ви­но­град­ная лоза об­ви­ва­ет вазы, фи­гур­ки жи­вот­ных, птиц.
3) Раз­дви­нешь ру­ка­ми чащу ку­стар­ни­ка или навес травы_ пахнёт в лицо све­жей сы­ро­стью.
4) Дей­ство­вать будем так_ сна­ча­ла оты­щем лодку, потом по­плывём на дру­гой берег.
5) К ста­рин­ным бу­ма­гам страш­но было при­кос­нуть­ся_ они об­ра­ща­лись в пыль.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Я не могу смот­реть ве­се­ло на того», — по­ду­мал Во­ло­дя, — «кого я так огор­чил».
2) Древ­ние муд­ре­цы утвер­жда­ли, что: «нель­зя два­жды войти в одну и ту же реку».
3) Ни­ки­та пред­ло­жил: «Хо­чешь, мама, я тебе свой стих про­чту?»
4) «До­ве­ряй делам людей, но не верь их речам», — со­ве­то­вал гре­че­ский ора­тор Де­мо­сфен.
5) «Зачем так рано пришёл? — спро­сил сто­рож и до­ба­вил: — Уроки на­чи­на­ют­ся в во­семь часов».
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Крас­ка­ми и фор­ма­ми зри­мо­го мира он часто вос­хи­щал­ся_ как вос­хи­ща­ют­ся му­зы­кой.
2) Троп­ка те­ря­ет­ся в ку­стах ко­лю­че­го дёрна с круг­лы­ми_ как ша­ри­ки_ зелёными яго­да­ми.
3) Ми­ха­ил Юзе­фо­вич офи­ци­аль­но был в то время не кем иным_ как скром­ным пред­се­да­те­лем ар­хео­ло­ги­че­ской ко­мис­сии.
4) Бо­лот­ный аир ис­поль­зу­ют в наших краях_ как пря­ность.
5) В сю­жет­ном от­но­ше­нии ин­те­рес­ны_ как за­вяз­ка_ так и эпи­лог по­ве­сти.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Мы на­ко­нец до­бра­лись до Ти­хо­го мыса1)_ и2)_ как толь­ко за­пол­ни­ли не­об­хо­ди­мые до­ку­мен­ты3)_ и за­се­ли­лись в не­боль­шую4)_ и уют­ную го­сти­ни­цу на бе­ре­гу моря, нам со­об­щи­ли5)_ меню каж­дый за­ка­зы­ва­ет по оче­ре­ди  — таков здесь по­ря­док.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых все со­глас­ные звуки звон­кие:

1) вазон
2) гряд­ка
3) мороз
4) сба­вил
5) лицо
22.  
i

Про­из­во­дя­щее и про­из­вод­ное слова объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

1) бо­га­тый → раз­бо­га­теть
2) жизнь → жиз­нен­ный
3) цвет → бес­цвет­ный
4) ежиха → ежо­нок
5) ва­лить → раз­ва­лить­ся
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Её лицо было так ра­дост­но, а во взгля­де све­ти­лись лю­бовь и ласка.
2) Мы долго шли прямо и толь­ко за лесом свер­ну­ли на­ле­во.
3) Я с гру­стью смот­рел на пу­стые окна об­вет­ша­ло­го дома.
4) Каша для тебя по­лез­нее, чем гам­бур­гер.
5) Эти пя­ти­этаж­ные дома будут ре­кон­стру­и­ро­вать.
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Тогда мы осмыс­лим роль на земле.

1) На­чаль­ная форма — осмыс­ли­вать
2) не­пе­ре­ход­ный
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме на­сто­я­ще­го вре­ме­ни
5) в форме 1-го лица
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Воз­мож­но, одним из воз­мож­ных путей ре­ше­ния про­бле­мы яв­ля­ет­ся её изу­че­ние в ис­то­ри­че­ском ас­пек­те.
2) Наша во­лей­боль­ная ко­ман­да обя­за­тель­но одер­жит успех на олим­пиа­де.
3) У него очень за­по­ми­на­ю­ще­е­ся, при­мет­ли­вое лицо.
4) В ро­ма­не пи­са­тель рас­ска­зы­ва­ет о не­про­стой че­ло­ве­че­ской судь­бе.
5) Де­лай­те что хо­ти­те, а я умы­ваю руки.
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Я хочу прий­ти со своим стар­шим бра­том (Петем, Петей).
2) Наш хор ис­пол­ня­ет около (пол­то­рас­та, по­лу­то­рас­та) му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний.
3) Они не (хотят, хочут) вы­сту­пать на этом кон­цер­те.
4) К по­ру­че­нию сле­ду­ет от­но­сить­ся (более от­вет­ствен­нее, более от­вет­ствен­но).
5) У (него, его) вто­рая груп­па крови.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) На столе у Ма­ни­ло­ва ле­жа­ла книга, от­кры­тая на одной и той же стра­ни­це и ко­то­рую никто не читал.
2) Я спро­сил, что не пора ли нам уже идти домой.
3) В ок­тяб­ре можно за­го­то­вить и за­па­стись клюк­вой на всю зиму.
4) Мы опа­са­ем­ся за исход этой слож­ной опе­ра­ции.
5) По­лу­чив пись­мо от друга, огром­ная ра­дость охва­ти­ла меня.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Мор­фе­мы изу­ча­ют­ся в раз­де­ле «Со­став слова. Об­ра­зо­ва­ние слов».
2) За­им­ство­ван­ные слова упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в на­уч­ном стиле речи.
3) Стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся толь­ко от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов.
4) Пред­ло­же­ние Здесь вам, ре­бя­та, рас­ска­жут много ин­те­рес­но­го яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным не­опре­делённо-лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах об­лег­чить, об­лег­чив уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Ста­рые ивы.
2) Со­зда­ние му­ра­вей­ни­ка.
3) Де­ре­вен­ская улица.
4) Новый дом.
5) На бе­ре­гу реки.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние
4) за­да­ча речи — при­влечь вни­ма­ние об­ще­ствен­но­сти к про­бле­ме воз­рож­де­ния рус­ской де­рев­ни
5) за­да­ча речи — со­здать ху­до­же­ствен­ный образ се­вер­ной де­ре­вень­ки
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 3-е и 4-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ские по­вто­ры
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ния
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Ука­жи­те си­но­ни­мы к слову, вы­де­лен­но­му в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) легко
2) ос­но­ва­тель­но
3) за­но­во
4) проч­но
5) окон­ча­тель­но
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Най­ди­те в 7-м пред­ло­же­нии слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 7—10) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми) в об­ласть от­ве­тов (на­при­мер, 21).

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

В то бла­го­сло­вен­ное время мо­ло­дым эн­ту­зи­а­стам, на­чав­шим стро­и­тель­ство, не нужны были мил­ли­о­ны со­гла­со­ва­ний про­ек­тов, де­таль­ных расчётов в мно­го­чис­лен­ных бюро, кон­то­рах и аген­ствах.

38.  
i

Опре­де­ли­те зна­че­ние слов, ука­зан­ных в левом столб­це, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  аб­сурд­ный

Б)  эру­ди­ро­ван­ный

В)  ба­наль­ный

Г)  оп­ти­маль­ный

1)  лишённый свое­об­ра­зия, ори­ги­наль­но­сти, за­уряд­ный

2)  про­ти­во­по­лож­ный, враж­деб­ный

3)  наи­бо­лее при­ем­ле­мый, самый бла­го­при­ят­ный

4)  не­ле­пый, бес­смыс­лен­ный

5)  об­ла­да­ю­щий глу­бо­ки­ми по­зна­ни­я­ми в какой-либо об­ла­сти науки, тех­ни­ки, ис­кус­ства и т. п.; все­сто­рон­не об­ра­зо­ван­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Лиза чи­та­ла раз­ме­ре..о и как-то даже рав­но­душ­но.

Б)  Поле было силь­но вы­су­ше..о солн­цем.

В)  Шоссе пусты..о, и мы едем быст­ро.

Г)  У сы­то­го котёнка масле..о бле­стят глаз­ки.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те сред­ство связи в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Никто не знал, сколь­ко вре­ме­ни шёл дождь.

Б)  Пока мы жили в Чи­ча­го­ве, я на­учил­ся мно­го­му.

В)  Мне хо­ро­шо па­мя­тен тот день, когда я за­кон­чил свой пер­вый рас­сказ.

Г)  Экс­пе­ди­ция вы­яс­ни­ла, что залив яв­ля­ет­ся ве­ли­чай­шим в мире ис­точ­ни­ком глау­бе­ро­вой соли.

1)  союз

2)  со­юз­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.