Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2012
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 30

Централизованное тестирование по русскому языку, 2012

1.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) яркая гуаш..
2) сбе­реч..
3) много зре­лищ..
4) ин­те­рес­ный ре­пор­таж..
5) об..ек­тив­ный
2.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) а(к/кк)урат­ный
2) а(п/пп)ло­ди­ро­вать
3) поле(с/сс)кий
4) бе(с/сс)ер­деч­ный
5) бе(с/сс)печ­ный
3.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сопр..част­ность
2) пр..тен­дент на долж­ность
3) пр..на­ря­дить­ся
4) пр..стро­ить­ся
5) пр..вра­тить в шутку
4.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) заг..релый, задр..жать
2) тр..туар, нак..лить же­ле­зо
3) зам..рать, песс..мизм
4) зас..дание, расст..лать
5) подт..нуть­ся, зар..дить ружьё
5.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) мальч..нка
2) ч..рст­вый
3) огорч..н
4) обожж..т
5) с са­ранч..й
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) про­тал..нка, без имен..
2) о рас­про­стра­нивш..йся ин­фек­ци..
3) от­ходч..вый, на этой ан­тре­сол..
4) в ве­че­ре­ющ..м небе, ви­новн..ца
5) сту­пенч..тый, горош..к.
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) он помн..т
2) тре­вож..шься
3) окле..вать обо­я­ми
4) вы­смотр..вший
5) не­ис­прав­ля..мый
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) крупа рас­сы­па..а по столу, пута..ица
2) ба­ло­ва..ый, особе..о труд­ный
3) дети рас­сея..ы и не­серьёзны, пусты..ый
4) един­стве..ый, глаже..ая ру­баш­ка
5) вы­иг­ра..ый матч, тка..ая ма­сте­ри­цей ска­терть.
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)стан­дарт­ное, но удач­ное ре­ше­ние; это (не)веж­ли­вость, а ли­це­ме­рие
2) ис­кре­нен (не)толь­ко с дру­зья­ми; (не)рас­стра­и­ва­ясь по пу­стя­кам
3) рас­сто­я­ние (не)прой­де­но; встре­тить весь­ма (не)дру­же­люб­но
4) (не)зна­ю­щие покоя пут­ни­ки; ни­сколь­ко (не)ин­те­рес­ная тема
5) со­вер­шен­но (не)надёжная си­сте­ма; (не)ре­ко­мен­ду­е­мое сред­ство
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

Дул лёгкий ве­те­рок, но ли­сток 1)н..разу 2)н..ше­вель­нул­ся. И сколь­ко я 3)н..смот­рел на него, он оста­вал­ся в одном по­ло­же­нии. И я 4)н..мог 5)н..уди­вить­ся этому яв­ле­нию.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (мелко)мас­штаб­ный
2) (спор­тив­но)оздо­ро­ви­тель­ный ла­герь
3) (пол)лепёшки
4) ра­бо­тать (по)смен­но
5) (зоо)ма­га­зин
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы на­ко­нец взя­лись (за)то дело, ко­то­рое долго от­кла­ды­ва­ли.
2) Де­вуш­ки ве­ре­ни­цею под­ни­ма­лись по тро­пин­ке (в)верх.
3) (В)след­ствие пло­хой по­го­ды нам при­ш­лось вер­нуть­ся домой.
4) Он бежал (без)огляд­ки и скоро скрыл­ся в тем­но­те.
5) Что(бы) хо­ро­шо усво­ить зна­ния, надо по­гло­щать их с ап­пе­ти­том
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) До­хо­ды Гри­го­рия Ива­но­ви­ча не уве­ли­чи­ва­лись не­смот­ря на зна­чи­тель­ное умень­ше­ние рас­хо­дов.
2) Прошёл вне­зап­ный дождь ко­сы­ми по­ло­са­ми за­крыв на пол­ча­са даль полей.
3) В ком­на­ту хлы­нул све­жий воз­дух пах­ну­щий дождём.
4) Рита отдёрнула за­на­вес­ку с окна впус­кая туск­лый свет пас­мур­но­го дня.
5) Двое муж­чин бе­жа­ли друг за дру­гом по улице сломя го­ло­ву.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Дело од­на­ко в том что чи­та­тель рис­ку­ет вовсе ни­че­го не по­нять в таком бук­валь­ном пе­ре­во­де.
2) Всё на­вер­ное со­всем не так про­сто.
3) Ка­жет­ся что дом плывёт в воз­ду­хе рас­тво­ря­ет­ся в нём.
4) Я от­ве­чаю за без­опас­ность дви­же­ния и сле­до­ва­тель­но за­бо­чусь о вашей жизни.
5) Пла­ни­ру­е­мые дела нужно всё же со­раз­ме­рять со сво­и­ми си­ла­ми.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Даже днём в этом полутёмном кафе горел свет и хрип­ло зву­чал грам­мо­фон.
2) Марья Сте­па­нов­на в Крыму ни­ко­гда не бы­ва­ла и море ви­де­ла ис­клю­чи­тель­но по те­ле­ви­зо­ру.
3) Маль­чиш­кам труд­но было уси­деть на по­воз­ке и их ро­ди­те­лям тоже хо­те­лось по­тол­кать­ся в весёлой яр­ма­роч­ной толпе.
4) От ста­рых времён оста­лись три огром­ных зер­каль­ных пруда и те­перь между ними сде­ла­ли две пло­ти­ны.
5) Ка­те­ри­на по­ло­жи­ла труб­ку рас­ка­лив­шу­ю­ся от гнев­ных вы­кри­ков кли­ен­та и тя­же­ло вздох­ну­ла.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Да­ни­лов го­во­рил, что, если он будет знать всё обо всём , жить ему ста­нет скуч­но.
2) Когда за­жглись пер­вые звёзды и ра­дио­узел начал свою ра­бо­ту, я спу­стил­ся с верх­ ней па­лу­бы.
3) Он огра­ни­чил­ся за­ме­ча­ни­ем, что у вся­ко­го на­ро­да свои нравы и свои обы­чаи, и перевёл раз­го­вор на дру­гую тему.
4) Так я и не узнал , что про­изо­шло со шху­ной , и когда мне удаст­ся от­пра­вить­ся на ост­ров.
5) Во­ро­на ждала, когда Пет­ров­на от­кро­ет фор­точ­ку, чтобы про­вет­рить ком­на­ту и уведёт Машу умы­вать­ся.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бу­дешь справ­лять­ся — в бри­га­ди­ры пе­ре­ведём.
2) Пу­те­ше­ствие на Кав­каз одно из ярких вос­по­ми­на­ний моего дет­ства.
3) Этот рас­сказ есть плод моего во­об­ра­же­ния.
4) Семён ещё из­да­ли уви­дел: три окош­ка осве­ще­ны.
5) И по­су­да, и фляги, и фи­гур­ки, изоб­ра­жав­шие жи­вот­ных и людей, всё здесь из­го­тав­ли­ва­лось из мест­ной глины.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Люблю, когда лес шумит, — ска­зал Ми­ха­ил Пет­ро­вич и, обер­нув­шись ко мне, до­ба­вил: — Осо­бен­но летом».
2) «Я сяду за­ни­мать­ся, чтобы не те­рять вре­ме­ни» — за­явил ве­се­ло Тема.
3) На­род­ная муд­рость гла­сит, что : «сво­бо­да — это чи­стая со­весть».
4) - Ни на что не го­дит­ся тот, — утвер­ждал Воль­тер, — кто го­дит­ся толь­ко для себя.
5) Под­няв глаза на Кряч­ко, она хо­лод­но спро­си­ла: «Вас, мо­ло­дой че­ло­век, ни­ко­гда не учили сту­чать­ся?»
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Гость был не кто иной_ как наш по­чтен­ный Павел Ива­но­вич Чи­чи­ков.
2) Юлия Пет­ров­на_ как че­ло­век увлечённый и твор­че­ский_ ча­са­ми про­си­жи­ва­ла над кни­га­ми по ру­ко­де­лию.
3) Для де­ко­ра­тив­но­го озе­ле­не­ния ис­поль­зу­ют­ся_ как од­но­лет­ние_ так и мно­го­лет­ние рас­те­ния.
4) На ров­ном_ как замёрзшая река_ снеж­ном поле сто­я­ли около саней ло­ша­ди.
5) Ре­а­ли­сти­че­скую прозу се­год­ня мно­гие вос­при­ни­ма­ют_ как яв­ле­ние вче­раш­не­го дня.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Целый день шёл дождь 1)_ и 2)_ когда небо на­ко­нец про­свет­ле­ло, дети гурь­бой вы­сы­па­ли на улицу, вдох­ну­ли све­жий 3)_ и влаж­ный воз­дух 4)_ и за­сты­ли от удив­ле­ния 5)_ над рекой сияла огром­ная ра­ду­га.

21.  
i

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом об­ра­зо­ва­ны слова:

1) из­да­ле­ка
2) воз­на­граж­де­ние
3) пе­ре­груп­пи­ров­ка
4) при­сво­ить
5) без­дон­ный
22.  
i

В каких рядах оба су­ще­стви­тель­ных от­но­сят­ся к од­но­му скло­не­нию?

1) за­пя­тая, сан­да­лия
2) со­ло­вуш­ка, во­ро­бей
3) имя, озеро
4) па­роль, пан­цирь
5) завод, яб­ло­ко
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии при­ча­стию?

 

Мы машем вам из кос­мо­са рукою, как машут с ухо­дя­щих по­ез­дов.

1) На­чаль­ная форма - ухо­дя­щий
2) стра­да­тель­ное
3) на­сто­я­ще­го вре­ме­ни
4) в форме муж­ско­го рода
5) в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа
24.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хотел бы сде­лать другу по­да­роч­ный пре­зент.
2) Он стре­мит­ся иг­рать за­глав­ную роль во всех делах клас­са.
3) В.Г.Бе­лин­ский свои взгля­ды изоб­ра­жа­ет в кри­ти­че­ских ста­тьях.
4) Вы мо­же­те ока­зать нам боль­шую поль­зу, если со­гла­си­тесь по­мочь.
5) Для меня не­воз­мож­но сча­стье, если я не могу раз­де­лить его с дру­ги­ми.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Под­ни­ма­ет­ся ветер, по­это­му нужно осто­рож­но (гре­сти, греб­ти) к бе­ре­гу.
2) Уже из­го­тов­ле­ны знач­ки для (вось­ми­ста, вось­ми­сот) участ­ни­ков съез­да.
3) Глав­ные (бух­гал­те­ры, бух­гал­те­ра) пред­при­я­тий го­ро­да были вы­зва­ны на со­ве­ща­ние.
4) Ар­тист смог вы­пол­нить (более слож­ней­ший, более слож­ный) трюк без дуб­лей.
5) По­про­си о по­мо­щи Катю: сей­час у (ней, неё) есть сво­бод­ное время.
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бла­го­да­ря ва­ше­го со­ве­та, я смог сдать ра­бо­ту в срок.
2) Меня не толь­ко за­ин­те­ре­со­ва­ла эта книга, но и био­гра­фия её ав­то­ра.
3) Уви­дев при­бли­жав­ше­го­ся ко мне брата, меня охва­ти­ло вол­не­ние.
4) Экс­пе­ри­мен­том ру­ко­во­дил аме­ри­кан­ский аст­ро­ном Р. Джи­а­ко­ни, ко­то­рый в 2002 г. был удо­сто­ен Но­бе­лев­ской пре­мии.
5) Мама спро­си­ла нас, что не пора ли вам идти спать.
27.  
i

Уда­ре­ние па­да­ет на тре­тий слог в сло­вах:

1) хо­да­тай­ство­вать
2) жа­лю­зи
3) кра­си­вей­ший
4) по­дош­ва
5) (она) на­ча­ла
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Раз­ные зна­че­ния мно­го­знач­но­го слова по­ме­ща­ют­ся в одной и той же ста­тье тол­ко­во­го сло­ва­ря.
2) На­ре­чие — слу­жеб­ная часть речи.
3) Слова в рус­ском языке не могут со­сто­ять толь­ко из корня.
4) Гла­гол умыть­ся имеет формы про­шед­ше­го, на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни.
5) В пред­ло­же­нии Пред­став­ле­ние о Та­ган­ро­ге свя­за­но у нас с Че­хо­вым со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из nриведённых ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста

1) Лес все­гда удив­ля­ет нас но­виз­ной впе­чат­ле­ний.
2) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дит Бе­ло­веж­ская пуща.
3) Мир Бе­ло­веж­ской пущи уди­ви­тель­но од­но­об­ра­зен.
4) Дуб­ра­вы Бе­ло­веж­ской пущи осе­нью на­ряд­ны и жи­во­пис­ны.
5) В Бе­ло­веж­ской пуще ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние с эле­мен­та­ми рас­суж­де­ния
4) за­да­ча речи — опи­сать раз­но­вид­но­сти лесов, встре­ча­ю­щих­ся на тер­ри­то­рии нашей рес­пуб­ли­ки
5) за­да­ча речи — опи­сать кра­со­ту бе­ло­рус­ских лесов, в част­но­сти Бе­ло­веж­ской пущи, и при­звать бе­речь это на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 10-е и 11-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Ука­жи­те лек­си­че­ские при­зна­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 7-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'оди­но­кий, по­ки­ну­тый всеми';
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'мрач­ный, хму­рый, без­от­рад­ный';
3) си­но­ним - су­мрач­ный;
4) си­но­ним - си­рот­ли­вый
5) ан­то­ним - мир­ный.
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Най­ди­те в 1-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии, вы­де­лен­ном в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 6—10) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с при

да­точ­ной вре­ме­ни. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 9) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Эти меры за­щи­тят по­ли­ти­ков от не­доб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции, а граж­дан  — от по­то­ка дез­ин­фор­ма­ции, ко­то­рый гро­зит по мере при­бли­же­ния дум­ских вы­бо­ров за­хлес­нуть все рос­сий­ские ин­фор­ма­ци­он­ные ка­на­лы.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

ФРА­ЗЕО­ЛО­ГИЗМ

А.   обо­драть как липку

Б.   дро­жать как оси­но­вый лист

В.   как в воду опу­щен­ный

Г.   как в воду гля­деть

ЗНА­ЧЕ­НИЕ

1.   гор­дить­ся сво­и­ми воз­мож­но­стя­ми, по­ло­же­ни­ем

2.   по­дав­лен­ный чем-либо, угнетённый, удручённый

3.   огра­бить кого-либо, отобрать по­след­нее

4.   пред­ви­деть, преду­га­дать то, что про­изойдёт в бу­ду­щем

5.   ис­пы­ты­вать чув­ство стра­ха

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы.

А.   зем­ляк

Б.   от­ба­ра­ба­нив

В.   по­хваль­ба

Г.   удив­ля­ла

1.   ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   По­смот­ри на сто­лет­ний дуб, ко­то­рый когда-то по­са­дил поэт.

Б.   Гость веж­ли­во по­здо­ро­вал­ся с Вик­то­ром и по­кло­нил­ся его сест­ре.

В.   Когда вер­ну­лись в город, отец объ­явил, что дача те­перь моя.

Г.   Какой-то зверёк слабо и жа­лоб­но писк­нул между кам­ней.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.