Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2013
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 4

Централизованное тестирование по русскому языку, 2013

1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) отстр..нить­ся
2) хриз..нтема
3) из..биль­ный
4) пром..чить
5) подр..ста­ю­щий
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..зре­ние к тру­со­сти, пр..выше всего
2) абор..ген, зам..реть
3) опт..мист, бл..ста­ние
4) в..рхо­вен­ство, пр..рвать
5) н..бес­ный, место пр..ступ­ле­ния
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)тыд­ство
2) бе(с/сс)ко­неч­ность
3) ка(л/лл)ей­до­скоп
4) па(с/сс)ажир
5) пле(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пш..нная каша
2) затуш..вы­вать
3) мой друж..к
4) лягуш..нок
5) алыч..вое ва­ре­нье
5.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) функц..ональ­ный, воз­душ­ный поц..луй
2) сверх..скус­ный, дефиц..тный
3) длин­ные рес­ниц.., под..гры­вать
4) долго ко­па­еш..ся, уйти проч..
5) ви­деос..ёмка, в..ет­нам­ский
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пальч..к, фла­нел..вый
2) при озна­ком­ле­ни.., в за­тя­нувш..йся паузе
3) на одном ко­ло­кол.., о погож..м денёчке
4) о во­до­пла­ва­ющ..й птице, для гор­дост..
5) свеж..нький, пес..нка
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) он услыш..т
2) часто по­вто­ря..мый
3) за­во­рач..вать
4) если вы пе­ре­пряч..те
5) подта..вший снег
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) го­во­рить (не)прав­ду; (не)ви­ди­мые нами про­цес­сы
2) вовсе (не)от­вет­ствен­ный ра­бот­ник; овощи (не)про­да­ны
3) (не)глу­пый па­рень, (не)освещённые фо­на­ря­ми улицы
4) (не)новое, а ста­рое ружьё, (не)жу­рав­ли­ный крик
5) (не)готов шу­тить, (не)слиш­ком по­нят­ное рас­суж­де­ние
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Куда 1)н.. глянь, по­всю­ду был им­пе­ра­тор­ский ки­тай­ский сад, ко­то­рый 2)н.. мог 3)н.. ожив­лять во­об­ра­же­ние че­ло­ве­ка, и, может, по­это­му в ми­ну­ты по­се­ще­ния его моё на­стро­е­ние 4)н.. разу 5)н.. омра­чи­лось.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (брон­зо­во)ко­рич­не­вый
2) (слад­ко)го­ло­сый
3) (пол)Индии
4) (ново)гре­че­ский язык
5) (по)ле­гонь­ку
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Вих­ра­стый маль­чик сидел (на)кор­точ­ках и удил рыбу.
2) Без­лун­ная ночь была всё так(же) ве­ли­ко­леп­на, как и пре­жде.
3) Что(бы) узнать про­ис­хож­де­ние слова, возь­ми­те эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь.
4) Цветы у го­ро­ха (на)по­до­бие белых мо­тыль­ков.
5) А мне те­перь не хо­те­лось бы (за)гра­ни­цу.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Со­гла­со­ва­ние _ один из видов под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­нии.
2) Рас­смат­ри­вать част­ное со­бы­тие в свете веч­ных про­блем _ не­отъ­ем­ле­мая черта твор­че­ства ху­дож­ни­ка По­ле­но­ва.
3) На пол на­сти­ла­ем ста­рые мешки, ро­го­жи, тряп­ки _ всё, что мы на­хо­дим на бе­ре­гу после вы­груз­ки Па­ро­хо­да.
4) На­деж­ды и мечты _ слов­но об­ру­чи: они не дают серд­цу лоп­нуть от горя.
5) Му­зы­ка _ есть ис­кус­ство пе­ча­лить и ра­до­вать без при­чин.
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Ма­сте­ра из­вле­кая ра­ду­ю­щие взгляд эф­фек­ты из союза скульп­ту­ры с водой со­зда­ли в го­ро­де целую ар­хи­тек­ту­ру фон­та­нов.
2) Вда­ле­ке по­слы­шал­ся по­сте­пен­но уси­ли­ва­ю­щий­ся и пе­ре­хо­дя­щий в пре­ры­ви­стые рас­ка­ты гул.
3) На не­ко­то­рых берёзах обращённых к солн­цу уже по­яви­лись зо­ло­тые серёжки.
4) На ку­стах смо­ро­ди­ны рос­шей вдоль огра­ды тяжёлыми кап­ля­ми ле­жа­ла роса.
5) По тро­пин­ке бе­жа­ла Лиза моя школь­ная по­дру­га и что-то от­ча­ян­но кри­ча­ла.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) А я на­при­мер очень не люблю раз­го­вор­чи­вых так­си­стов.
2) Зо­ло­тые ряды об­ла­ков вдали ка­за­лось ожи­да­ли солн­ца.
3) Было оче­вид­но что воз­мож­но­сти по­бы­вать в ак­ва­пар­ке у нас нет.
4) Ин­те­рес они про­яв­ля­ют ис­клю­чи­тель­но к этой про­бле­ме.
5) Сколь­ко сил и средств вло­жил он в этот уча­сток знает по­жа­луй толь­ко его семья.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) До­ро­ги по­тем­не­ли от ве­сен­ней рас­пу­ти­цы и над ними с кри­ком но­си­лись грачи.
2) За стёклами му­зей­ных стел­ла­жей поблёски­ва­ли не­зна­ко­мые ми­не­ра­лы и сияли из­де­лия из гор­но­го хру­ста­ля.
3) На ходу ма­ши­на из­да­ва­ла до­воль­но гром­кий скрип и из­ба­вить­ся от него было не­воз­мож­но.
4) Солн­це про­би­ва­лось сквозь вер­ши­ны сосен и уже на­чи­на­ла чув­ство­вать­ся жара лет­не­го дня.
5) Мы уско­ри­ли шаг из­ны­вая от жажды и вздох­ну­ли с об­лег­че­ни­ем толь­ко на берегy лес­но­го озера.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Толь­ко по лёгкому ру­мян­цу можно было до­га­дать­ся, что она нерв­ни­ча­ет и по­нять, что она не от­ве­ча­ет, чтобы не вы­дать сво­е­го вол­не­ния.
2) Никто не пре­ду­пре­дил его о том, куда его ведут и что будут с ним де­лать.
3) Идеи, ко­то­рые овла­де­ва­ют нашей мыс­лью, и к ко­то­рым разум при­ко­вы­ва­ет нашу со­весть, часто ста­но­вят­ся глав­ным сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром.
4) Видя что Да­ни­лов от­лич­но справ­ля­ет­ся и без него, ин­же­нер от ру­ко­вод­ства про­ек­том устра­нил­ся.
5) По мно­го­лет­не­му опыту Южин знал, что, как толь­ко на­чи­на­ешь ис­кать ви­но­ва­то­го, а не при­чи­ну ава­рии, дело без­надёжно за­пу­ты­ва­ет­ся.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Он ушёл_ внизу тут же на­чал­ся оживлённый раз­го­вор.
2) Ждали Со­ко­ло­ва по­ло­жен­ное время_ он всё не при­хо­дил.
3) Вик­тор Пет­ро­вич уди­вил­ся_ по­че­му его никто не ищет?
4) Он сде­лал шагов де­сять и замер_ с улицы во двор вле­те­ли три чёрные ма­ши­ны.
5) Об­ра­щать­ся со сло­вом нужно чест­но_ оно выс­ший по­да­рок че­ло­ве­ку.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Чте­ние — луч­шее уче­ние», — го­во­рил Пуш­кин.
2) «Чаю хо­чешь? — спро­си­ла Эля и до­ба­ви­ла: — У меня есть очень хо­ро­ший чай».
3) «Сна­ча­ла по­лу­чи об­ра­зо­ва­ние», — про­си­ла мать. — «А потом делай что хо­чешь!»
4) Майя уди­ви­лась: «Не­уже­ли вы не ис­ка­ли их?»
5) Ма­ри­на за­яви­ла, что: «если вы не возьмёте меня с собой, я по­жа­лу­юсь маме».
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Врачи са­на­то­рия ис­поль­зу­ют_ как все виды фи­зио­те­ра­пии_ так и ле­чеб­ную физ­куль­ту­ру.
2) Плав­ная речь Алисы вос­при­ни­ма­лась_ как свое­об­раз­ная му­зы­ка.
3) Свер­ка­ли ножи, ши­пе­ло масло, и всё это со­про­вож­да­лось дви­же­ни­я­ми по­ва­ров, точ­ны­ми и со­гла­со­ван­ны­ми_ как в ор­кест­ре.
4) При­я­тель мой при­пи­сы­вал страх этой жен­щи­ны не чему иному_ как её пол­но­му не­ве­же­ству.
5) Жизнь те­че­нье своё из­ме­ни­ла_ как река из­ме­ня­ет русло.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Ва­си­лий Пет­ро­вич давно уехал из за­хо­луст­но­го про­вин­ци­аль­но­го го­род­ка1)_ и2)_ когда спу­стя много лет ока­зал­ся в род­ных краях, он не узнал его3)_ на месте ста­рых4)_ и об­вет­ша­лых жилых домов5)_ и дру­гих зда­ний сто­я­ли со­вре­мен­ные стро­е­ния.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых все со­глас­ные звуки звон­кие:

1) раз­ни­ца
2) зна­ние
3) сбор
4) гар­де­роб
5) прав­да
22.  
i

Про­из­во­дя­щее и про­из­вод­ное слова объ­еди­не­ны пра­виль­но в парах:

1) жёстко → жест­ко­ва­тый
2) вы­брать → пе­ре­вы­брать
3) бук­сир → бук­си­ров­ка
4) смот­реть → осмат­ри­вать
5) море → при­мор­ский
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Чем лучше смеётся че­ло­век, тем он сам лучше.
2) Его паль­то было эле­гант­но, а весь облик по­ра­жал изыс­кан­но­стью.
3) Ост­ро­ва по­хо­жи на пла­ву­чие цве­ту­щие сады.
4) Он ушёл и долго не воз­вра­щал­ся.
5) Для при­го­тов­ле­ния све­коль­ни­ка очи­сти­те три свёклы, по­ло­жи­те их в двух­лит­ро­вую ка­стрю­лю и от­ва­ри­те до го­тов­но­сти.
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Эти мысли вы­ска­зал ве­ли­кий рус­ский ма­те­ма­тик Н. И. Ло­ба­чев­ский.

1) На­чаль­ная форма — вы­ска­зы­вать
2) со­вер­шен­но­го вида
3) пе­ре­ход­ный
4) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
5) в форме 3-го лица
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ав­то­ру ста­тьи не уда­лось из­бе­жать не­сколь­ких до­сад­ных ре­че­вых оши­бок.
2) Все па­мят­ли­вые со­бы­тия пу­те­ше­ствия Даша опи­са­ла в своём днев­ни­ке.
3) Я лез из кожи вон, но на­чаль­ство не за­ме­ча­ло моего усер­дия.
4) Вы­да­ю­щий­ся ис­пол­ни­тель с блес­ком ис­пол­нил не­сколь­ко пре­лю­дий Баха.
5) Эта книга ад­ре­со­ва­на всем, кто ин­те­ре­су­ет­ся про­бле­ма­ми куль­ту­ры речи.
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Учи­ты­ва­ют­ся все (про­пус­ки, про­пус­ка) за­ня­тий без ува­жи­тель­ной при­чи­ны.
2) К (обеим, обоим) краям порт­ни­ха при­ла­ди­ла кру­же­ва.
3) Не за­бы­вай­те учи­те­лей: бла­го­да­ря (ним, им) вам от­крыл­ся мир зна­ний.
4) Моя ба­буш­ка много ра­бо­та­ет и со­всем не (бережёт, берегёт) своё здо­ро­вье.
5) Со мной Вера дер­жа­лась (более скром­нее, более скром­но), чем с дру­ги­ми маль­чиш­ка­ми.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В своих про­из­ве­де­ни­ях Шо­ло­хов все­гда стре­мил­ся по­ка­зать че­ло­ве­ка, ищу­ще­го своё место в жизни и ко­то­рый про­хо­дит ряд ис­пы­та­ний.
2) Ба­буш­ка по­ин­те­ре­со­ва­лась, что уж не со­би­ра­юсь ли я же­нить­ся.
3) В до­кла­де было от­ме­че­но о не­об­хо­ди­мо­сти серьёзных из­ме­не­ний в ра­бо­те от­де­ла.
4) Не до­ез­жая до бе­ре­га, лёд под са­ня­ми про­ва­лил­ся.
5) Князь Ан­дрей жаж­дет славы и страст­но меч­та­ет о по­дви­ге.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Лек­си­че­ское зна­че­ние слов разъ­яс­ня­ет­ся в тол­ко­вых сло­ва­рях.
2) Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль от­но­сит­ся к книж­ным сти­лям речи.
3) Стра­да­тель­ные при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от всех гла­го­лов.
4) Пред­ло­же­ние Снова гру­стью по­ве­я­ло на меня от без­люд­ных де­ре­вень яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным без­лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах ждали, ждала уда­ре­ние па­да­ет на один и тот же слог.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Под­лин­ность чувств, же­ла­ний, раз­ду­мий ху­дож­ни­ка поз­во­ля­ет про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ства воз­дей­ство­вать на че­ло­ве­ка.
2) Ис­кус­ство об­ла­да­ет за­ря­жа­ю­щей силой.
3) Ис­кус­ство воз­дей­ству­ет на зри­те­ля, но не воз­дей­ству­ет на са­мо­го ху­дож­ни­ка.
4) Путь ху­дож­ни­ка чаще всего бы­ва­ет лёгким.
5) Ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка де­ла­ет его жизнь пол­ной и раз­но­об­раз­ной.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) раз­го­вор­ный стиль речи
3) тип речи — по­вест­во­ва­ние
4) тип речи — рас­суж­де­ние
5) за­да­ча речи — убе­дить чи­та­те­ля в том, что про­из­ве­де­ния ис­кус­ства не все­гда воз­дей­ству­ют на мысли и со­зна­ние че­ло­ве­ка.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 9-е и 10-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ские по­вто­ры
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ния
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Ука­жи­те си­но­ни­мы к слову, вы­де­лен­но­му в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) тяжёлый
2) не­про­стой
3) не­зна­чи­тель­ный
4) лёгкий
5) слож­ный
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 4—7) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 8) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

А между тем заря раз­го­ра­ет­ся, вот уже зо­ло­тые по­ло­сы про­тя­ну­лись по небу, в овра­гах клу­бят­ся пары, жа­во­рон­ки за­пе­ли сла­дос­ные песни, пред­рас­свет­ный ветер подул  — и тихо всплы­ва­ет баг­ро­вое солн­це.

38.  
i

Опре­де­ли­те зна­че­ние слов, ука­зан­ных в левом столб­це, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  уни­вер­саль­ный

Б)  уни­каль­ный

В)  адек­ват­ный

Г)  ак­ту­аль­ный

1)  не­по­вто­ри­мый, ис­клю­чи­тель­ный, един­ствен­ный в своём роде

2)  сов­па­да­ю­щий с кем-, чем-либо, со­от­вет­ству­ю­щий

3)  важ­ный, су­ще­ствен­ный для на­сто­я­ще­го мо­мен­та

4)  раз­но­сто­рон­ний, охва­ты­ва­ю­щий мно­гое, с раз­но­об­раз­ным на­зна­че­ни­ем

5)  не за­слу­жи­ва­ю­щий до­ве­рия, со­мни­тель­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  В прось­бе от­пра­вить его на фронт Пав­ло­ву от­ка­за..о.

Б)  Ты ведёшь себя слиш­ком ветре..о для сво­е­го воз­рас­та.

В)  Ирина хо­ди­ла степе..о и го­во­ри­ла мало.

Г)  По­ве­де­ние ребёнка есте­стве..о для его воз­рас­та.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те сред­ство связи в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Пока ка­за­ки ста­ви­ли па­лат­ку и тас­ка­ли дрова, я успел сбе­гать на охоту.

Б)  Мысль ведёт за собой слово, чтобы оно вы­ра­зи­ло её и пе­ре­да­ло людям.

В)  На обо­чи­не, куда па­да­ли лучи солн­ца, снег пе­ре­ли­вал­ся, ис­крил­ся.

Г)  Бо­ри­сов, не вме­ши­ва­ясь в раз­го­вор, сле­дил за Сашей и ста­рал­ся по­нять, что с ним про­ис­хо­дит.

1)  союз

2)  со­юз­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.