Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 5

Централизованное тестирование по русскому языку, 2014

1.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) б..гро­вый
2) пл..вцы
3) к..снуть­ся
4) оч..ро­ван­ный
5) похв..лить
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) зам..реть от вос­тор­га, пр..вра­тить­ся
2) киб..рне­ти­ка, пр..гла­ше­ние
3) пр..ве­ред­ли­вый, неув..да­е­мый
4) обр..тение, сп..шить на ра­бо­ту
5) л..ген­дар­ный, часто соб..ра­ем­ся
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) кла(с/сс)иче­ский
2) приви(л/лл)егия
3) туни(с/сс)кий
4) pa(c/cc)тре­во­жить
5) бе(з/зз)астен­чи­вый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ж..сткий
2) собач..нка
3) силь­ный ож..г
4) пре­вращ..н
5) под плащ..м
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) от..скать, лисиц..н
2) сверх..нте­рес­ный, ц..фро­вой
3) трёх..ярус­ный, с..эко­но­мить
4) п..еде­стал, под..езд
5) эта рос­кош.., обжеч..ся
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) уживч..вый, жил в пред­месть..
2) ико­но­пис..ц, в пу­хо­вой перин..
3) о пол­за­ющ..м жуке, о рос­кош..
4) сти­хо­тво­рень..це, со скри­пуч..ми по­ла­ми
5) об удо­воль­стви.., куз­неч..к.
7.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) они слыш..т
2) раска..вший­ся на­ру­ши­тель
3) выкач..нная вода
4) зна..щий
5) они ко­лебл..тся
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) бро­сил (не)да­ле­ко; чрез­вы­чай­но (не)от­зыв­чи­вый
2) (не)зву­чав­шая здесь му­зы­ка; (не)окон­чен
3) (не)поняв; (не)то­роп­ли­вая, а спо­кой­ная ра­бо­та
4) (не)во­лить; (не)смя­тый
5) (не)рад; от­нюдь (не)удач­ли­вый биз­не­смен
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Ба­буш­ка 1)н.. раз при­во­зи­ла нас в этот ста­рый, рас­сох­ший­ся дом, ко­то­рый на­зы­вал­ся, как 2)н.. стран­но, Ше­стой дачей, хотя 3)н.. пятой, 4)н.. четвёртой дачи вб­ли­зи 5)н.. было.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол)окруж­но­сти
2) (моно)куль­ту­ра
3) (ши­ро­ко)лобый
4) (зо­ло­ти­сто)жёлтый
5) сви­стеть (по)пти­чьи
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сли­ва­ют­ся оба го­ло­са и уно­сят­ся (в)высь без­об­лач­ную к осле­пи­тель­но свер­ка­ю­ще­му солн­цу.
2) Я шёл (в)след за моей ма­туш­кой по цве­ту­ще­му лугу.
3) Ан­ти­ло­пы так(же), как и дру­гие оби­та­те­ли пу­сты­ни, при­спо­со­би­лись до­бы­вать воду из по­еда­е­мой рас­ти­тель­но­сти.
4) Ни­ки­та встал (с)по­за­ран­ку и от­пра­вил­ся в лес.
5) Пожар на­чал­ся (в)след­ствие не­осто­рож­но­го об­ра­ще­ния с огнём.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ра­ду­га _ это чу­дес­ное яв­ле­ние при­ро­ды.
2) Лю­бить _ зна­чит ви­деть мир пре­крас­ным.
3) Ти­ши­на, по­лу­мрак, тёмные лики свя­тых среди зо­ло­та окла­дов, жёлтые огонь­ки све­чей _ всё это было не­ожи­дан­но после солн­ца и света май­ско­го дня.
4) Мо­ре­пла­ва­ние _ есть древ­ней­шая про­фес­сия и древ­ней­шее ис­кус­ство.
5) Тво­ре­ния при­ро­ды _ со­вер­шен­нее тво­ре­ний ис­кус­ства.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|, ...].

1) На Рож­де­ство 1914 года Синод не­взи­рая на про­те­сты им­пе­ра­три­цы за­пре­тил ёлки как не­мец­кий обы­чай.
2) Стре­ла вы­рвав­шись из плена силь­ных паль­цев по­нес­лась к цели.
3) Дети пе­ре­би­вая друг друга рас­ска­за­ли о стран­ном про­ис­ше­ствии.
4) Княж­на за­ка­ты­ва­ет глаза с изум­ле­ни­ем сме­шан­ным с ужа­сом и всплёски­ва­ет ру­ка­ми.
5) Он от­каш­лял­ся и до­став из кон­вер­та пись­мо начал чи­тать.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Вы будто не слы­ши­те моих во­про­сов.
2) Этот ост­ров был ко­неч­но самым та­ин­ствен­ным ме­стом на свете.
3) В ауди­то­рии ка­за­лось не было ни души.
4) Вы по-моему уже при­вык­ли к нашим обы­ча­ям.
5) Такое раз­ви­тие со­бы­тий впол­не ве­ро­ят­но.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Есть де­ре­вья клуб­нич­ные_ и зем­ля­нич­ные, кон­фет­ные_ и лан­ды­ше­вые, тюль­пан­ные_ и мыль­ные.
2) Хо­зяй­ка дома хо­ро­шо пом­ни­ла его_ и всем рас­ска­зы­ва­ла о мо­ло­дом_ и за­стен­чи­вом лей­те­нан­те.
3) Я ри­со­вал людей_ или дома_ или далёкие белые об­ла­ка.
4) Я встре­чал это не­за­тей­ли­вое_ и милое рас­те­ние_ то в поле_ то в лесу.
5) Со школь­ных лет я чув­ство­вал и кра­со­ту_ и силу_ и оба­я­ние рус­ско­го языка.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) У меня за­ки­па­ла на серд­це обида и на­во­ра­чи­ва­лись на глаза слёзы.
2) Пока про­фес­сор по­свя­щал нас в тайны кос­мо­гра­фии, небо у во­сточ­ной сто­ро­ны го­ри­зон­та омра­чи­лось и огром­ная туча по­га­си­ла звёзды.
3) Дверь моего купе со сту­ком от­во­ри­лась и вошла де­воч­ка лет три­на­дца­ти.
4) Учёные при­шли к вы­во­ду, что когда сол­неч­ный свет воз­дей­ству­ет на глаз, элек­тро­маг­нит­ное из­лу­че­ние вли­я­ет на все ор­га­ны и си­сте­мы ор­га­низ­ма.
5) К со­сед­ке ба­буш­ка от­но­си­лась плохо за то, что та суёт нос туда, куда ей не сле­ду­ет и судит о том, чего не по­ни­ма­ет.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как во вто­рой части по­яс­ня­ет­ся, рас­кры­ва­ет­ся со­дер­жа­ние пер­вой части:

1) Пошёл на служ­бу_ терпи и нужду.
2) На ска­мей­ку кто-то при­са­жи­вал­ся_ тут же на­чи­нал­ся не­то­роп­ли­вый спо­кой­ный раз­го­вор.
3) Оста­ва­лось одно_ от­тя­нуть дуэль до со­вер­ше­ния по­бе­га.
4) После зав­тра­ка я при­нял одно, как мне ка­за­лось, пра­виль­ное ре­ше­ние_ надо пойти к жене и со­об­щить ей о моём отъ­ез­де.
5) При­сут­ствие Марии Его­ров­ны не ме­ша­ет мне со­сре­до­то­чить­ся_ я давно при­вык к её по­се­ще­ни­ям.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Коль­цов ре­ши­тель­но про­изнёс: «Нужно пе­ре­вер­нуть жизнь, не дать ей за­ле­жать­ся».
2) «Роcа по­яви­лась на траве», — ска­за­ла Анна Семёновна после мол­ча­ния.
3) Н. К. Чу­ков­ский го­во­рил, что: «Успен­ский был самым по­движ­ным кор­ре­спон­ден­том».
4) «Какое уди­ви­тель­ное осве­ще­ние! — вос­клик­ну­ла Люся и вос­тор­жен­но до­ба­ви­ла: — Ори­ги­наль­ный ди­зайн!»
5) — Экая кра­со­та! — про­го­во­рил не­мно­го по­го­дя Да­ни­лов: — По­смот­ри­те, как на­се­да­ют тучи на солн­це! Точно рядом день и ночь.
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Со­глас­но ле­ген­де, этот ворон мог по же­ла­нию сни­мать и вновь на­де­вать свои перья_ как люди — одеж­ду.
2) Ваши от­ве­ты могут быть_ как ко­рот­ки­ми_ так и развёрну­ты­ми.
3) Перья по­пу­га­ев у ин­дей­цев пле­ме­ни ка­пья­ри ис­поль­зу­ют­ся_ как укра­ше­ния во время празд­неств.
4) Тре­щи­на в фес­са­лий­ских горах, ко­то­рая, по пре­да­нию, об­ра­зо­ва­лась вслед­ствие по­то­па, есть не что иное_ как Тем­пей­ское уще­лье.
5) Рас­спро­си­те гос­по­ди­на Тен­де­ра, по­че­му у него нос стал_ как свёкла.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Всю не­де­лю шёл дождь1)_ на­ве­ва­ю­щий скуку2)_ и3)_ хотя се­год­ня он толь­ко ещё на­чи­нал­ся, но по тому4)_ как плот­но за­во­лок­ло небо се­ры­ми уны­лы­ми ту­ча­ми, было ясно5)_ за­ря­дит он очень на­дол­го.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит озвон­че­ние со­глас­ных зву­ков:

1) сбруя
2) за­маз­ка
3) мунд­штук
4) от­жи­мать­ся
5) тeppaca
22.  
i

Ука­жи­те, какие слова (сло­во­со­че­та­ния) со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию фра­зео­ло­гиз­му ка­мень пре­ткно­ве­ния:

1) пре­пят­ствие
2) по­мощь
3) по­ме­ха
4) опора
5) устой­чи­вость
23.  
i

В каких сло­вах (фор­мах слов) два суф­фик­са?

1) гла­за­стый
2) ко­ман­до­ва­ние
3) обид­чи­вость
4) по­ру­чи­тель­ство
5) ель­ни­чек
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Он как ни в чем не бы­ва­ло улыб­нул­ся.

1) на­чаль­ная форма — улы­бать­ся
2) пе­ре­ход­ный
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме 3-го лица
5) в форме муж­ско­го рода
25.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) На­зва­ния групп живых су­ществ от­но­сят­ся к не­оду­шевлённым име­нам су­ще­стви­тель­ным.
2) Не­ко­то­рые имена су­ще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по типу при­ла­га­тель­ных.
3) Оба су­ще­стви­тель­ных паль­тиш­ко и до­миш­ко сред­не­го рода.
4) В пред­ло­же­нии Елена Ива­нов­на хо­ро­шо зна­ко­ма с семьёй Вих­ро­ва вы­де­лен­ное су­ще­стви­тель­ное вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния.
5) В су­ще­стви­тель­ных ал­фа­вит и та­мож­ня уда­ре­ние па­да­ет на один и тот же слог.
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Чем доль­ше я вгля­ды­вал­ся в позу лица не­зна­ком­ца, тем боль­шее вол­не­ние охва­ты­ва­ло меня.
2) Силы быст­ро ис­сяк­ли, руки оне­ме­ли.
3) Цен­ность че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся не от­сут­стви­ем не­до­стат­ков, а на­ли­чи­ем до­сто­инств.
4) В про­цес­се вос­пи­та­ния детей лич­ный при­мер ро­ди­те­лей за­ни­ма­ет боль­шое и важ­ное зна­че­ние.
5) Стро­и­те­ли в те­че­ние дня ан­ну­ли­ро­ва­ли все не­до­дел­ки.
27.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) около по­лу­то­ра ки­ло­грам­мов
2) се­год­ня более теп­лее, чем вчера
3) при­го­то­вил для их
4) лёгкая вуаль
5) ляжь­те в тени
28.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мама спро­си­ла лас­ко­во, что очень ли мы уста­ли.
2) В своих рас­суж­де­ни­ях он все­гда опи­рал­ся на до­сто­вер­ные факты.
3) По­ни­мая о том, что эта бе­се­да очень важна, мы хо­ро­шо к ней под­го­то­ви­лись.
4) В нашем ма­га­зи­не можно ку­пить не толь­ко про­дук­ты, но и по­дар­ки к Но­во­му году.
5) К нам при­шли две раз­гне­ван­ные со­сед­ки и рас­ска­за­ли маме о раз­би­том стек­ле.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Ре­лик­то­вый вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых.
2) Фак­то­ры угро­зы ис­чез­но­ве­ния ро­гуль­ни­ка.
3) Ли­стья во­дя­но­го ореха.
4) Ме­ха­низм опы­ле­ния цве­тов ро­гуль­ни­ка.
5) Пред­по­чти­тель­ные места про­из­рас­та­ния ро­гуль­ни­ка.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние
4) тип речи — рас­суж­де­ние
5) за­да­ча речи — при­звать к за­щи­те ис­че­за­ю­щих видов рас­те­ний
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 12-е и 13-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 13-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "рос­кош­ный"
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "име­ю­щий важ­ное зна­че­ние, нуж­ный"
3) си­но­ним — при­род­ный
4) ан­то­ним — бес­плат­ный
5) ан­то­ним — бес­по­лез­ный
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Най­ди­те в 14-м пред­ло­же­нии ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Най­ди­те в 7-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Рань­ше ху­до­же­ствен­ную ли­те­ра­ту­ру на­зы­ва­ли изящ­ной сло­вест­но­стью, подчёрки­вая этим, что под­лин­ная ху­до­же­ствен­ность опре­де­ля­ет­ся об­раз­но­стью и вы­ра­зи­тель­но­стью языка.

37.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  воль­но­слу­ша­тель

Б)  рас­цен­ка

В)  чер­нозёмный

Г)  за­со­мне­вать­ся

1)  сло­же­ние

2)  суф­фик­саль­ный

3)  при­ста­воч­ный

4)  пост­фик­саль­ный

5)  при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Бу­ма­ги были раз­бро­са..ы по всей ком­на­те.

Б)  На суде нам предъ­яви­ли ве­ще­стве..ые до­ка­за­тель­ства.

В)  Зачем вам нужна гашё..ая из­весть?

Г)  По­че­му у тебя такие ис­ца­ра­па..ые руки?

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Не­уже­ли ты по­ху­де­ла?

Б)  По­сре­ди лу­жай­ки си­не­ли ост­ров­ки не­за­бу­док.

В)  Рас­цвет­ка сви­те­ра слиш­ком яркая.

Г)  Не знаю, кем его за­ме­нить.

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А)  Ин­до­ев­ро­пей­ские языки не по­хо­жи на такие языки, как вен­гер­ский и ту­рец­кий, по­сколь­ку по­след­ние при­над­ле­жат к со­всем дру­гим язы­ко­вым се­мьям.

Б)  Для него ни­че­го не су­ще­ство­ва­ло: ни про­зрач­ной дали, ни ла­зур­но­го свода, ни ши­ро­ко раз­дви­ну­то­го го­ри­зон­та.

В)  От­ва­га уве­ли­чи­ва­ет доб­лесть, ко­ле­ба­ния же уси­ли­ва­ют страх.

Г)  Сказ­ки на­учат тебя быть доб­рым, ты уви­дишь, что они смо­гут вы­ру­чить из любой беды, в ко­то­рую ты мо­жешь уго­дить.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.