Всего: 6 1–6
Добавить в вариант
(1) В ожидании концерта мы расположились в камышовых зарослях на берегу небольшой, но быстрой речонки. (2) Воздух был чист, прозрачен, душист...
(3) Вечер начался пением кукушки. (4) Она лениво закуковала где-то в дальней роще и скоро замолкла. (5) Затем запела иволга, певица известная, серьёзно занимающаяся, оттачивающая певческое искусство. (6) Мы прослушали бы её с невыразимым удовольствием, если бы не грачи, летевшие на ночёвку и с карканьем опустившиеся на рощу.
(7) Когда закричали грачи, загалдели и лягушки, где-то запел дрозд. (8) Ему аккомпанировали речная курочка и камышовка.
(9) Затем последовал антракт, наступила тишина, изредка нарушаемая пением сверчка. (10) Когда на землю опустилась ночь и луна остановилась среди неба над самой рощей, наступила и очередь соловья. (11) Он показался в молодом ольшанике, порхнул в терновник, повертел хвостом и стал неподвижен. (12) Минуты три сидел он молча, не двигаясь. (13) Но вот зашумели верхушки деревьев, задул ветерок, затрещал громче сверчок и под аккомпанемент этого оркестра соловей исполнил свою первую трель.
(14) Он запел, засвистал, осыпая рощу щёлканьем и дробью. (15) И властная сила, и томительная нега, и искренняя страсть слышались в его чудесном голосе. (16) Он пел, а кругом царила внимающая тишина.
(17) Когда засерело небо и потухли миниатюрные фонарики звёзд, голос соловья стал слабее и нежнее и мало-помалу умолк.
Укажите морфологические признаки, соответствующие глаголу, выделенному в 17-м предложении текста.
Ответ запищите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) начальная форма — умолкать;
2) несовершенный вид;
3) первое спряжение;
4) в форме изъявительного наклонения;
5) в форме третьего лица единственного числа.
Умолк — глагол первого спряжения, в форме изъявительного наклонения.
Ответ: 34.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Вечер начался пением камышовки. — Противоречит предложению под номером 3 текста.
Пению кукушки помешали грачи, летевшие на ночёвку. — Противоречит предложениям 5−6.
Дрозд пел в сопровождении кукушки. — Противоречит предложению 8.
Ответ: 45.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, повествование с элементами описания.
Ответ: 13.


Найдите в предложениях 8−10 антоним к слову часто. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
Во девятом предложении слово ИЗРЕДКА является антонимом слова «часто».
Ответ: изредка.
Найдите в 11-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «ольшанике» буква Ь звука не обозначает, поэтому букв в слове больше, чем звуков.
Ответ: ольшанике.
Найдите в предложениях 11−13 существительное третьего склонения, употреблённое в форме винительного падежа, и запишите его (существительное) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Трель — существительное третьего склонения, употреблённое в форме винительного падежа.
Ответ: трель.


Найдите в предложениях 7−8 словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа. Таким словосочетанием является «ему аккомпанировали».
Ответ: ему.
(1) Передо мной были молчаливые горы и тихие леса в осенней задумчивости. (2) Горечь надвигающегося увядания угадывалась во всём. (3) Речки кружились, затягивая в жёлтые петли горы с дремучими лесами, и казалось, что в расщелинах, оврагах и долинах обнажились нервы земли. (4) Всё вокруг было величаво и спокойно.
(5) Предчувствие долгого сна таилось в лесах, и шорох облетающих листьев уже начинал усыплять их, нашёптывая об осенних дождях, о глубоких снегах и о весне, которую надо долго и терпеливо ждать. (6) Очарованные печальной музыкой осени, обнажились леса, роняя листья в светлые ручьи, застилали их зеркала, чтобы не видеть там отражения своей неприятной наготы.
(7) Земля надевала шубу из листьев, готовилась к зиме, утихали звуки на ней, и только шорох был всюду от листа и шум от речек, наполненных водой благодаря часто перепадающим, но пока незатяжным дождям.
(8) Но гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса. (9) Она была обрублена лет десять назад. (10) Вокруг пней рос рябинник, берёзки. (11) Они занимали полянки покосов, соединяясь меж собой, и, как-то играя, без грусти сорили вокруг листьями, жёлтыми, бордовыми, рыжими', а тонкие рябинки были с первыми двумя-тремя пригоршнями ягод и показывали их всем хвастливо, доверчиво.
Укажите морфологические признаки, соответствующие глаголу, выделенному в 7-м предложении текста.
Ответ запищите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) начальная форма — готовить;
2) совершенный вид;
3) второе спряжение;
4) в форме третьего лица единственного числа;
5) в форме изъявительного наклонения.
Готовилась — глагол второго спряжения, в форме изъявительного наклонения.
Ответ: 35.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) В природе уже угадывалась горечь осеннего увядания. — Подтверждается предложением 2 текста.
2) Шорох облетающих листьев нашёптывал лесам о долгожданном лете. — Противоречит предложению под номером 5 текста.
3) Очарованные печальной музыкой осени, обнажились леса. — Подтверждается предложением 6 текста.
4) В преддверии зимы реки обмелели. — Противоречит предложению 7 текста.
5) Рябины и берёзы величаво и спокойно ожидали прихода весны. — Противоречит предложению 11 текста.
Ответ: 13.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, тип речи — описание.
Ответ: 13.


Найдите в предложениях 1−3 антоним к слову расцвет. Запишите это слово (антоним) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Во втором предложении слово УВЯДАНИЯ является антонимом слова «расцвет».
Ответ: увядания.
Найдите в предложениях 8−10 слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «стояли» буква Я после гласного даёт два звука, поэтому звуков в слове больше, чем букв.
Ответ: стояли.
Найдите в 11-м предложении существительное первого склонения, употреблённое в форме родительного падежа, и запишите его (существительное) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Ягод — существительное первого склонения, употреблённое в форме родительного падежа.
Ответ: ягод.


Найдите в 8-м предложении словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Таким словосочетанием является «от всего леса», где главное слово — «леса», а зависимое — «всего».
Ответ: всего.
(1) Дом у Песоцкого был громадный, с колоннами, со львами, на которых облупилась штукатурка, и с лакеем у подъезда.
(2) Старинный парк, угрюмый и строгий, разбитый на английский манер, тянулся чуть ли не целую версту от дома до реки и здесь оканчивался обрывистым, крутым глинистым берегом, на котором росли сосны с обнажившимися корнями, похожими на мохнатые лапы. (3) Внизу нелюдимо блестела вода, носились с жалобным, еле слышным писком кулики. (4) И всегда тут менялось настроение, что хоть садись и балладу пиши. (5) Зато около самого дома, во дворе и фруктовом саду, который вместе с питомником занимал десятин тридцать, всегда было весело и жизнерадостно, даже в плохую погоду.
(6) Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая чёрным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как в усадьбе Песоцкого, не случалось видеть в другом месте. (7) Весна была ещё только в начале, и самая настоящая роскошь цветников пряталась ещё в теплицах. (8) Но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клумбах, было достаточно, чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя в царстве нежных красок. (9) Особенно в ранние часы, когда на каждом лепестке сверкала вода.
Укажите морфологические характеристики, соответствующие слову, выделенному в 3-м предложении текста.
Ответ запишите в область ответов цифрами (в порядке возрастания). Например, 1245.
1) причастие (особая форма глагола);
2) имя прилагательное;
3) начальная форма — слышать;
4) страдательное;
5) качественное.
«Слышным» — качественное им прилагательное.
Ответ: 25.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение подтемы:
1) Дом Песоцкого.
2) Старинный парк.
4) Цветы в усадьбе Песоцкого.
Ответ: 124.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, описание; задача речи — создать художественный образ усадьбы Песоцкого.
Ответ: 235.
Найдите в тексте (среди предложений 3−5 ) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Номер предложения запишите цифрой (например, 7) в область ответов.
Предложение 5 связано с предыдущим при помощи союза «зато» и лексического повтора «всегда».
Ответ: 5.
Найдите в предложениях 7−9 слово, употреблённое в значении ‘ярко блестеть, сиять переливчатым светом’. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении 9 есть слово «сверкала», употреблённое в значении ‘ярко блестеть, сиять переливчатым светом’.
Ответ: сверкала.
Найдите во 2-м предложении текста слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове ОБНАЖИ[Ф]ШИМИСЯ происходит оглушение согласного звука.
Ответ: обнажившимися.
Подберите слово, от которого образовано наречие, выделенное в 5-м предложении текста. Запишите это слово в область ответов в начальной форме.
«Жизнерадостно» от «жизнерадостный».
Ответ: жизнерадостный.
(1) За скрипучим столом в кабинете, низко нагнувшись над книгой или препаратом, сидит мой ассистент Пётр Игнатьевич, трудолюбивый, скромный, но бесталанный человек, лет тридцати пяти, уже плешивый и с большим животом. (2) Работает он с утра до ночи, читает много, отлично помнит всё прочитанное — и в этом отношении он не человек, а золото. (3) В остальном же прочем — это ломовой конь, или, как иначе говорят, учёный-тупица. (4) Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы: кругозор его тесен и ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребёнок.
(5) Другая черта — фантастическая вера в непогрешимость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уверен в самом себе, в своих препаратах, знает цель жизни и совершенно незнаком с сомнениями и разочарованиями, от которых седеют таланты. (7) Рабское поклонение авторитетам и отсутствие потребности самостоятельно мыслить. (8) Разубедить его в чём-то трудно, спорить с ним невозможно.
(9) Будущность его представляется мне ясно. (10) Возможно, за всю свою жизнь Пётр Игнатьевич приготовит несколько сотен препаратов необыкновенной чистоты, напишет много сухих, очень приличных рефератов, сделает около десяти добросовестных переводов. (11) Но пороха он не выдумает. (12) Для пороха нужны фантазия, изобретательность, умение угадывать, а у Петра Игнатьевича нет ничего подобного. (13) Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник.
Укажите морфологические характеристики, соответствующие слову, выделенному в 1-м предложении текста.
Ответ запишите в область ответов цифрами (в порядке возрастания). Например, 1245.
1) имя прилагательное;
2) причастие (особая форма глагола);
3) начальная форма — скрипеть;
4) действительное;
5) качественное.
«Скрипучим» — качественное имя прилагательное.
Ответ: 15.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение подтемы:
2) Удивительная трудоспособность Петра Игнатьевича.
4) Рабское поклонение авторитетам.
Ответ: 24.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, описание с элементами рассуждения.
Ответ: 23.
Найдите в тексте (среди предложений 9−12) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и местоимения. Номер предложения запишите цифрой (например, 13) в область ответов.
Предложение 11 связано с предыдущим с помощью союза «но» и местоимения «он».
Ответ: 11.
Найдите в предложениях 2−4 слово, употреблённое в значении 'объём, широта интересов, знаний'. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении 4 есть слово «кругозор», употреблённое в значении 'объём, широта интересов, знаний'.
Ответ: кругозор.
Найдите в предложениях 10−11 слово, в котором происходит озвончение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове [З]ДЕЛАЕТ происходит озвончение согласного звука.
Ответ: сделает.
Подберите слово, от которого образован глагол, выделенный в 12-м предложении текста. Запишите это слово в область ответов в начальной форме.
«Угадывать» от «угадать».
Ответ: угадать.
Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. (2) Нужно хотя бы раз увидеть острова Японии, чтобы понять, почему населяющий их народ обожествляет родную природу.
(3) Япония — это страна зелёных гор и морских заливов, сумрачных вулканических озёр и зеркальных мозаик рисовых полей. (4) Ландшафты Японии составле(н/нн)ы из мягких тонов, приглушённых влажностью воздуха. (5) Эту сдержанную гамму временно нарушают лишь какие-нибудь сезонные краски. (6) Например, весеннее цветение азалий или пламенеющие к осени листья клёнов.
(7) Муссонные ветры и тёплое морское течение сделали Японию страной удивительного климата, где весна, лето, осень и зима сменяют друг друга на редкость пунктуально. (8) Японцы находят радость в том, чтобы подчинять природному календарю ритм своей жизни. (9) Они стараются есть определённую пищу, носить определённую одежду, придавать должный облик своему жилищу. (10) Они любят приурочивать семейные торжества к важным природным явлениям: цветению сакуры или осеннему полнолунию.
(11) Предметом восхищения может быть всё, что служ..т окном в бесконечное разнообразие мира: травинка, на которой обосновался кузнечик, или причудливо изогнутый корень. (12) Издавна для японцев характерно стремление жить в согласии с природой.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 8-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) подчинительный союз;
2) наречие;
3) выполняет функцию обстоятельства;
4) не является членом предложения;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной цели.
Выпишем предложение и произведём его разбор.
[Японцы находят радость в том], (чтобы подчинять природному календарю ритм своей жизни). К главному предложению присоединяется придаточное, отвечает на вопрос «в чём?». На такой вопрос отвечают придаточные изъяснительные. Слово «чтобы» является подчинительным союзом, к нему нельзя задать вопрос.
Ответ: 14.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. — Подтверждается предложением 1.
2) Японские острова известны своими бескрайними пустынями. — Опровергается предложением 3.
3) Япония — страна удивительного климата. — Подтверждается предложением 3-6.
4) Жители Японии любят приурочивать семейные торжества к важным историческим событиям. — Опровергается предложением 10.
5) Японцы издавна стремятся жить в согласии с природой. — Подтверждается предложением 12.
Правильные ответы указаны под номерами 1, 3 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) Научный стиль речи. Неверно.
2) Публицистический стиль речи. — Верно.
3) В предложениях 3−6 представлен тип речи «описание». — Верно, так как данные предложения содержат описание статичной картинки, которую можно сфотографировать.
4) В предложениях 11−12 представлен тип речи «повествование». Неверно, так как нет событий, сменяющих друг друга. Это рассуждение.
5) Задача речи — дать точную информацию о климатических зонах Японии. Неверно.
Правильные ответы указаны под номерами 2 и 3.
Найдите в предложениях 1−2 слово, употреблённое в значении «участок суши, со всех сторон окружённый водой». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Это слово «острова».
Ответ: острова.
В слове, выделенном в 11-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В данном слове, которое является глаголом 2 спряжения, в личном окончании пишется буква «и»: служит.
Ответ: служит.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 4-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Определим часть речи: ландшафты Японии составле(н/нн)ы, то есть их составили. Это краткое причастие, которое всегда пишется с одной н.
Ответ: составлены.
Найдите в 9-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки глухие. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «пищу» все согласные звуки глухие.
В слове «есть» имеется звонкий звук й: [й+эст'], оно не подходит.
Ответ: пищу.
Найдите в 12-м предложении текста слово, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс. Запишите это слово.
Схеме соответствует наречие издавна.
Ответ: издавна.
Найдите в 10-м предложении текста качественное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Только одно имя прилагательное «важным» в этом предложении может иметь краткую форму и степень сравнения, что является признаком качественного имени прилагательного. Запишем слово «важным» в начальной форме (м. р., ед. ч., Им. п.).
Ответ: важный.
Найдите в 5-м предложении текста словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Выпишем предложение и найдём словосочетание указанного типа. Необходимо найти такую пару слов, в которой имя сущ. будет зависимым, такая пара одна: нарушают (что?) гамму.
Эту сдержанную гамму временно нарушают лишь какие-нибудь сезонные краски.
Ответ: гамму.
(1) Октябрь был удивительно холодный, ненастный. (2) Тесовые крыши почернели. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду полегла.
(4) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за голые ветки старых деревьев рыхлые тучи. (5) Из них назойливо сыпался мелкий дождик. (6) По просёлочным дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.
(7) Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. (8) Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. (9) Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта картина — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
(10) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, который постро..л её отец — известный художник. (11) В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. (12) Но писать он уже не мог, поскольку дрожала рука. (13) Да и зрение ослабло, часто болели глаза.
(14) Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (15) И поэтому он находился под охраной областного музея.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 12-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) подчинительный союз;
2) наречие;
3) не является членом предложения;
4) выполняет функцию обстоятельства;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной причины.
(12) [Но писать он уже не мог], почему?(поскольку дрожала рука).
Это слово соединяет части сложноподчинённого предложения, являясь подчинительным союзом, не является членом предложения. Придаточное причины, отвечает на вопрос «почему?».
Ответ: 135.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Соответствуют содержанию текста следующие высказывания.
3) В старом доме висел один из эскизов Крамского. — Подтверждается предложением 9.
5) Дом художника, отца Катерины Петровны, находился под охраной областного музея. — Подтверждается предложениями 10-15.
Не соответствуют содержанию текста высказывания:
1) Октябрь был тёплым и солнечным. — Опровергается предложением 1.
2) Картины на стенах поражали своими яркими красками. — Опровергается предложением 7.
4) Хозяин старого дома — известный художник Крамской. — Опровергается предложением 9 и 10.
Правильные ответы указаны под номерами 3 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Данный текст относится к художественному стилю, его цель — дать описание осенней природы; показать состояние героини, которая одна доживала свой век в старом отцовском доме.
Правильные ответы указаны под номерами 2 и 4.
Найдите в 9-м предложении текста слово, употреблённое в значении «предварительный, неоконченный рисунок, набросок». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Значению соответствует слово «эскиз».
Ответ: эскиз.


Найдите в предложениях 4−6 синоним к слову «надоедливо» и запишите его.
Близкое по значению слово — это слово «назойливо».
Ответ: назойливо.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Буква пропущена в суффиксе глагола, она такая же, как и начальной форме: построил (построить).
Ответ: построил.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 3-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Чтобы ответить на вопрос, сколько Н нужно писать, необходимо точно определить морфологические признаки части речи. В предложении 3 «Спута(н/нн)ая трава в саду полегла» слово «спутан/нная» является полным страдательным причастием прошедшего времени (что с нею сделали? её спутали). По правилу в полных причастиях пишется НН.
Ответ: спутанная.
Найдите в 4-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки глухие. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Все согласные глухие в слове «тучи».
Ответ: тучи.
Найдите в предложениях 1-2 слово, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Данной модели соответствует слово почернели.
Ответ: почернели.
Найдите в предложениях 4-6 относительное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Относительное имя прилагательное не может иметь степени сравнения и краткой формы. Запишем слово «просёлочным» в начальной форме.
Ответ: просёлочный.
Найдите в 11-м предложении текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
При согласовании создаётся словосочетание, называющее предмет (лицо) и его признак. В предложении 11 такое словосочетание одно: В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. Главное слово — «село», зависимое — «своё».
Выпишем зависимое слово в ответ.
Ответ: своё.
Наверх