Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2014
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 214

Централизованное тестирование по русскому языку, 2014

1.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) к..нди­тер
2) пл..вник
3) р..внина
4) усл..ждать
5) упл..тнять
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) зам..реть от стра­ха, пр..успеть
2) выб..гать, пр..це­лить­ся
3) пр..мьера , св..де­тель
4) подп..вать со­ли­сту, л..леять
5) нат..рать полы, св..зисты
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) ра(с/сс)кла­ды­вать
2) о(т/тт)оп­тать ноги
3) па(р/рр)одия
4) ко(р/рр)ес­пон­ден­ция
5) папуа(с/сс)кий.
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ноч..вка
2) бесш..вный
3) рубаш..нка
4) с ключ..м
5) копч..ный
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) роз..грыш, дез..нфор­ми­ро­вать
2) такие глупц.., порц..онный
3) четырёх..ядер­ный, об..ект
4) комп..ютер , неб..ющий­ся
5) один рубеж.., увлеч..ся.
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) из плам . .ни, вче­рашн..ми га­зе­та­ми
2) о са­на­то­ри.., сры­ва­ющ..мся го­ло­сом
3) от­зывч..вый, при бе­реж­ли­вост..
4) ра­ботн..ца, мин­дал..вый
5) о Марь.., мешоч..к.
7.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) они бор..тся
2) посе..вший ку­ку­ру­зу
3) они морщ..тся
4) гон..щиеся за зай­цем со­ба­ки
5) не­до­веш..нный товар .
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)веж­ли­вый; (не)це­ле­со­об­раз­но
2) (не)желая; (не)успех, а про­стое ве­зе­ние
3) со­вер­шен­но (не)раз­бор­чи­вый; ни­чуть (не)обид­ные слова
4) (не)по­до­зре­вал; (не)спра­вед­ли­вость
5) (не)ве­ря­щий в успех; до­ку­мент (не)под­пи­сан.
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Дети ещё 1)н.. разу 2) н.. были в зоо­пар­ке. И те­перь, за каким бы жи­вот­ным они 3)н.. на­блю­да­ли, всё вы­зы­ва­ло вос­торг. Им 4)н.. могла 5)н.. за­пом­нить­ся эта по­езд­ка .

5)  
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол)листа
2) помог (по)со­сед­ски
3) (сте­рео)фильм
4) (сер­деч­но)со­су­ди­стый
5) (слабо)нерв­ный
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)те­че­ние два­дца­ти лет изъ­ез­дил я Рос­сию по всем на­прав­ле­ни­ям.
2) Но (в)по­след­ствии лет­ние по­езд­ки под Нов­го­род со­вер­ша­лись по­сто­ян­но.
3) Вода уже на ров­ных ме­стах была по щи­ко­лот­ку, за(то) во всех ямах и ка­на­вах глу­би­на была ещё зна­чи­тель­на.
4) Всё то(же) поле предо мною, всё то(же) небо надо мною.
5) Пут­ни­ки вы­хо­дят из де­рев­ни и по пыль­ной до­ро­ге на­прав­ля­ют­ся к си­не­ю­щей (в)дали граф­ской роще.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) И небо, и озеро , и пас­мур­ные дали, и низ­кий ост­ров_ всё во­круг было не­при­вле­ка­тель­но и уныло.
2) Встре­тить та­ко­го че­ло­ве­ка _ моя за­вет­ная мечта.
3) Ис­кус­ство_ есть отоб­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах.
4) Город ночью_ за­га­доч­нее и при­вле­ка­тель­нее, чем днём.
5) Чув­ство вы­здо­ров­ле­ния _ одно из самых сла­дост­ных чувств.
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Его охва­ти­ли вос­по­ми­на­ния о де­ре­вень­ке сбе­гав­шей по кру­той горе вниз к речке.
2) Он пе­ре­чи­ты­вал какую-то ру­ко­пись внося в неё ре­дак­тор­ские прав­ки.
3) Так до конца наш ав­то­мо­биль и не опра­вил­ся не­смот­ря на пол­ную за­ме­ну под­ка­пот­ной на­чин­ки.
4) Оля под­плы­ла к краю бас­сей­на не­за­мет­но раз­вер­нув­шись под водой.
5) На Олим­пиа­де он усту­пил лишь Грину по­лу­чив се­реб­ро за бег на сто мет­ров.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Мы будто рас­пах­ну­ли окно в си­я­ю­щий свет­лый мир.
2) К удив­ле­нию ребёнок уже спал.
3) Вы не­со­мнен­но до­воль­ны новой квар­ти­рой.
4) Сад впро­чем ока­зал­ся пре­крас­ным и об­раз­цо­вым.
5) Мне по­ка­за­лось что в толпе я уви­дел зна­ко­мо­го
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) При до­ро­ге рас­тут ре­пей­ник_ и ро­маш­ка, ко­ло­коль­чик_ и по­лынь, по­до­рож­ник_ и кле­вер.
2) По­яв­ле­нию в Риме Ра­фа­эль был в первую оче­редь обя­зан са­мо­му себе_ и своей круп­ной_ и мас­штаб­ной ра­бо­те.
3) Строй­ные_ и со­зна­тель­ные убеж­де­ния раз­ви­ва­ют­ся в че­ло­ве­ке_ то под вли­я­ни­ем об­ще­ства_ то при по­мо­щи ли­те­ра­ту­ры.
4) Му­зы­ке Гайд­на при­су­щи и оп­ти­мизм_ и бод­рость_ и на­род­ный юмор.
5) Я на­де­ял­ся услы­шать здесь шум не­ис­чис­ли­мых шагов_ или чей-ни­будь раз­го­вор_ или песню какой-ни­будь птицы.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Перед каж­дым домом я оста­нав­ли­ва­юсь, при­по­ми­ная, кто в нём жил когда-то, и во­об­ра­жая, кто живёт там сей­час.
2) Вдруг за­вы­ла си­ре­на и за­ми­га­ли огни по­ли­цей­ской ма­ши­ны.
3) Я утвер­ждаю, что хотя те­ат­раль­ное ис­кус­ство се­год­ня пе­ре­жи­ва­ет не луч­шие вре­мена, мы об­ла­да­ем одной из самых силь­ных актёрских школ в мире.
4) Когда он вер­нул­ся к на­ча­лу тропы, небо по­свет­ле­ло и серое про­стран­ство во­круг при­об­ре­ло более чёткие очер­та­ния.
5) Было без­люд­но на утрен­них ули­цах и толь­ко у бу­лоч­ной сто­я­ла огром­ная оче­редь.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части.

1) Уда­рил вто­рой зво­нок_ я по­хо­ло­дел от стра­ха.
2) Каз­бич толк­нул ло­шадь_ она тут же от­ско­чи­ла в сто­ро­ну.
3) Я и те­перь не могу по­нять_ какие же при­чи­ны за­ста­ви­ли мою мать по­слать меня в на­род­ное учи­ли­ще вме­сте с Ан­дрю­шей?
4) Ки­прен­ский рас­пах­нул дверь ма­стер­ской и за­сме­ял­ся_ его, ещё го­ря­че­го от сна, сразу же об­да­ло за­па­хом мор­ской воды.
5) Назад страш­но и огля­нуть­ся_ над всей землёй висит огром­ная тёмная туча.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Мо­жешь ли ты, ста­рик», — спро­сил он, — «До­стать мне ло­ша­дей до Жад­ри­на?»
2) — Кто де­жур­ный? — не­ожи­дан­но по­ин­те­ре­со­вал­ся учи­тель ма­те­ма­ти­ки.
3) И. Репин утвер­ждал, что: «Все не­до­стат­ки, всё можно про­стить ху­дож­ни­ку, если его тво­ре­ние оча­ро­вы­ва­ет».
4) Ан­глий­ский ро­ма­нист Г. Уэллс го­во­рил: «Имен­но рус­ско­му языку суж­де­но в бу­дущем лечь в ос­но­ву языка че­ло­ве­че­ско­го».
5) «Учить он умеет, любит учи­тель­ство­вать, — убеж­да­ла ди­рек­то­ра Марья Ива­нов­на и потом до­ба­ви­ла: — У него столь­ко бла­го­дар­ных уче­ни­ков!»
19.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Рань­ше я был_ как воск_ в твоих руках.
2) Нина_ как и вся­кая жена_ была чуть рев­ни­ва и все­гда на­сто­ро­же.
3) Ко­рюш­кин тоже сме­ял­ся и по­бед­ным взгля­дом оки­ды­вал со­бе­сед­ни­ков_ слов­но он при­ду­мал эти анек­до­ты.
4) Его речи были не чем иным_ как по­вто­ре­ни­ем об­ще­из­вест­ных суж­де­ний.
5) С ко­стю­мом се­ро­го цвета хо­ро­шо смот­рят­ся_ как белые_ так и го­лу­бые ру­баш­ки.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

В би­нокль я уви­дел 1) _ во­круг рас­сти­ла­лись ров­ные поля, но 2) _ если при­гля­деть­ся 3) _ то

на огром­ном сером про­стран­стве 4)_ сли­вав­шем­ся с пас­мур­ным небом 5)_ можно было раз­ли­чить че­ре­пич­ные крыши ферм, из­го­ро­ди, вер­ши­ны де­ре­вьев.

5)  
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­ных зву­ков:

1) впе­ре­меш­ку
2) под­кла­ды­вать
3) пре­лест­ный
4) но­со­рог
5) де­ре­вяш­ка
22.  
i

Ука­жи­те, какие слова (сло­во­со­че­та­ния) со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию фра­зео­ло­гиз­му рукой по­дать:

1) легко
2) близ­ко
3) прямо
4) в двух шагах
5) не­да­ле­ко
23.  
i

В каких сло­вах (фор­мах слов) два суф­фик­са?

1) гру­бо­ва­тость
2) вы­ступ­ле­ние
3) ис­пол­нил
4) вру­нья
5) про­све­ти­тель­ский
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Нам рас­ска­за­ли древ­нюю ле­ген­ду о стро­и­тель­стве этого маяка.

1) На­чаль­ная форма - рас­ска­зы­вать
2) пе­ре­ход­ный
3) со­вер­шен­но­го вида
4) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
5) в форме 3-го лица
25.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Падеж — не­по­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак су­ще­стви­тель­но­го.
2) К тре­тье­му скло­не­нию от­но­сят­ся все имена су­ще­стви­тель­ные с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем.
3) Оба су­ще­стви­тель­ных гар­мош­ка и со­ло­вуш­ка жен­ско­го рода.
4) В пред­ло­же­нии Мы си­де­ли на траве и гре­лись в лучах солн­ца вы­де­лен­ное су­ще­стви­тель­ное вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния.
5) В су­ще­стви­тель­ных про­цент и ара­хис уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бе­реж­ное от­но­ше­ние к при­ро­де поз­во­лит со­хра­нить её бо­гат­ства для по­том­ков.
2) Егоруш­ка огля­нул­ся вперёд и ни­ко­го не уви­дел.
3) Чуть ли не круг­лые сутки мама за­ня­та ра­бо­той: го­то­вит, уби­ра­ет, сти­ра­ет.
4) Де­ло­вые люди бе­ре­гут каж­дую ми­ну­ту вре­ме­ни.
5) В нашем учре­жде­нии все­гда при­да­ва­лось боль­шое вни­ма­ние чут­ко­му от­но­ше­нию к людям.
27.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) по­тра­тить около двух­ста де­вя­но­ста тысяч
2) де­ле­га­ция румын
3) го­во­рил с им
4) сфор­му­ли­ро­вать тему про­стее
5) беги ему нав­стре­чу
28.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В мире нет ана­ло­гов раз­ра­бо­тан­ной на­ши­ми учёными вак­ци­не.
2) В про­цес­се обу­че­ния языку нужно боль­ше уде­лять вни­ма­ние на раз­ви­тие речи.
3) Вань­ка Жуков про­сит де­душ­ку, что возь­ми меня от­сю­да домой.
4) Мы часто об­суж­да­ли и спо­ри­ли о не­об­хо­ди­мо­сти быст­ро­го при­ня­тия ре­ше­ния.
5) Мо­ло­дой ин­же­нер уже внёс два цен­ных пред­ло­же­ния по со­вер­шен­ство­ва­нию про­из­вод­ствен­но­го про­цес­са.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, на какие во­про­сы в тек­сте нет от­ве­тов:

1) Где на­хо­дит­ся село Хох­ло­ма?
2) Сколь­ко есть раз­ных вер­сий воз­ник­но­ве­ния хох­лом­ско­го про­мыс­ла?
3) Ка­ко­вы из­люб­лен­ные сю­же­ты хох­лом­ской рос­пи­си?
4) По­че­му ле­ген­дар­ный ма­стер-ико­но­пи­сец исчез?
5) Какие приёмы ис­поль­зо­ва­лись для зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та?
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи - по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния
4) тип речи - рас­суж­де­ние
5) за­да­ча речи - опи­сать из­люб­лен­ные сю­же­ты со­вре­мен­ной хох­лом­ской рос­пи­си.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 8-е и 9-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ский по­втор
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ние
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 1-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'един­ствен­ный по своим ка­че­ствам, ис­клю­чи­тель­ный'
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'такой, ко­то­рый не поддаётся ни­ка­ко­му воз­дей­ствию'
3) си­но­ним - свое­об­раз­ный ·
4) си­но­ним - свое­воль­ный
5) ан­то­ним - обыч­ный
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Най­ди­те в 6-7-м пред­ло­же­ни­ях тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью со­гла­со­ва­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 4-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Солн­це уже успе­ло под­нять­ся, и море под ним го­ре­ло ро­зо­ва­тым се­реб­ром сараи, сады, дачи были тёплого те­лест­но­го цвета, а на земле ле­жа­ли длин­ные хо­лод­ные тени.

37.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   по­всю­ду

Б.   пе­ре­ста­рать­ся

В.   стек­ло­во­лок­но

Г.   пол­но­звуч­ность

1.   при­ста­воч­но—суф­фик­саль­ный

2.   при­ста­воч­ный

3.   пост­фик­саль­ный

4.   суф­фик­саль­ный

5.   сло­же­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Корм­ле..ые ло­ша­ди ждали всад­ни­ков у плет­ня.

Б.   Эта сто­ро­на улицы хо­ро­шо осве­ще..а фо­на­ря­ми.

В.   Ста­тья не­мно­го слож­на и за­пу­та.. а.

Г.   Одер­жа..ая по­бе­да была для всех боль­шой ра­до­стью.

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Ты ведь идёшь зав­тра на кон­церт?

Б.   Зачем ты купил столь­ко тет­ра­дей?

В.   Пока мы ждали тво­е­го звон­ка, на­сту­пил вечер.

Г.   Мимо на­ше­го дома шёл ди­рек­тор школы.

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Ко­неч­но, каж­дая де­ви­ца при­хо­ра­ши­ва­ет­ся по-сво­е­му: одна боль­ше на­ле­га­ет на мыло, дру­гая — на ру­мя­на.

Б.   Как я дол­жен себя вести сей­час и что мне де­лать даль­ше?

В.   Мы были, как го­во­рил охот­ник, пер­вы­ми лю­дь­ми, по­пав­ши­ми в эти места за по­след­ний месяц.

Г.   В кла­дов­ке, куда мы смог­ли на­ко­нец-то по­пасть, я нашёл много ин­те­рес­ных вещей: мед­ный са­мо­вар, ста­рый утюг и ке­ро­си­но­вую лампу.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.