Заголовок: Централизованное тестирование по русскому языку, 2022
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 123000

Централизованное тестирование по русскому языку, 2022

1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) дёрнул­ся попл..вок
2) ност..льгия
3) зелёные водор..сли
4) предст..ви­тель­ная фирма
5) вопл..тить­ся в жизнь
2.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) зав..нтить гайку
2) ч..ртёж зда­ния
3) пр..милая иг­руш­ка
4) выж..гать огнём
5) злая кар..ка­ту­ра
3.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) вер­толё..чик, доб­лес..ный ры­царь
2) о..да­лить раз­вяз­ку, цве­то­во..ство
3) отвес..ные скалы, серьёзные не­до­ра­бо..ки
4) ра..це­ноч­ный, ра..сор­ти­ро­вать
5) талон..чик, пре­кра­тил дымит..ся
4.  
i

Пи­шет­ся О на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) особ­няч..к
2) изж..га
3) с усач..м
4) ж..нушка
5) вос­хищ..н игрой
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) ц..мент, ц..кл те­ле­пе­ре­дач
2) идёш.., чёрная туш.. для рес­ниц
3) пост..мпрес­си­о­нист­ский, о петиц..и
4) из..яви­тель­ное на­кло­не­ние, гнез­дов..е птиц
5) солёные огурц.., без..сход­ное по­ло­же­ние
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) в глу­бо­ком вол­не­ни.., по­слов..ца
2) опро­метч..вый, от­скак..вать от стены
3) в же­лез­ном пан­цир.., за­ботл..вые ро­ди­те­ли
4) о по­лез­ном шалфе.., япон..ц
5) бре­лоч..к для клю­чей, на от­плывш..м ко­раб­ле
7.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) зате..л игру
2) знач..мый для детей
3) мы сдерж..м слово
4) рас­по­лож..нный слева
5) зави́с..вший от об­сто­я­тельств
8.  
i

Пи­шет­ся НЕ раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)бе­го­вая до­рож­ка; (не)ре­шив­шись по­про­сить
2) (не)быст­ро, а мед­лен­но бе­жать; очень (не)свое­вре­мен­ное за­ме­ча­ние
3) свет (не)вы­клю­чен; ни­чуть (не)хо­ро­ший ре­зуль­тат
4) (не)уме­ю­щий тан­це­вать; по­ста­вить (не)сюда
5) (не)мод­ный, но доб­рот­ный ко­стюм; (не)бреж­ность в одеж­де
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся НЕ:

 

К каким бы ста­ри­кам мы (1) н.. об­ра­ти­лись в этом го­род­ке се­год­ня, (2) н.. один из них уже (3) н.. вспом­нит ту ис­то­рию. А ведь до войны у кого толь­ко на устах она (4) н.. была! Нель­зя (5) н.. по­пы­тать­ся по кру­пи­цам вос­ста­но­вить её.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (веб)форум
2) (пол)Во­ло­жи­на
3) (крас­но)щёкий малыш
4) (по)звёзд­но­му небу
5) (по)флот­ски
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Все окна ка­би­не­та, а так(же) обе двери были рас­пах­ну­ты
2) Го­су­да­ря цар­ства ли­ши­ли (за)то, что хотел дать на­ро­ду волю
3) При­пе­ка­ло сол­ныш­ко, (по)этому на­стро­е­ние у всей ко­ман­ды было от­лич­ное
4) Учи­те­ля, (в)силу самых раз­ных при­чин, ме­ня­лись в гим­на­зии каж­дый год
5) Он с боль­шим тру­дом за­учил (на)па­мять по­сле­до­ва­тель­ность не­сколь­ких цифр
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, жи­во­пись, ар­хи­тек­ту­ра _ все виды ис­кус­ства ин­те­ре­со­ва­ли её
2) От­кры­вать кра­со­ты при­ро­ды _ самая боль­шая ра­дость
3) Эти рав­ни­ны _ слов­но море бес­край­нее
4) Тро­пи­че­ские воды Ти­хо­го оке­а­на _ чисты и про­зрач­ны
5) Шутка _ есть ослаб­ле­ние на­пря­же­ния, свое­об­раз­ный отдых
13.  
i

Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Сти­хо­тво­ре­ние уче­ник про­чи­тал не вол­ну­ясь
2) Князь Ан­дрей сде­лав рас­по­ря­же­ние ушёл в свою ком­на­ту
3) Прой­дя не­сколь­ко пе­ре­ул­ков Хри­сто­фо­ров ока­зал­ся перед ги­гант­ским домом
4) Когда подул се­вер­ный ветер в па­лат­ках стало хо­лод­но
5) С утра шёл мел­кий дож­дик пре­вра­щав­ший гли­ни­стые до­ро­ги и тро­пин­ки в сплош­ную гу­стую грязь
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) В купе я сидел на­про­тив по­жи­ло­го пас­са­жи­ра
2) По-ви­ди­мо­му в такой позд­ний час я ни­ко­го здесь не встре­чу
3) Ан­дрей­ка может ча­са­ми смот­реть на звёздное небо
4) В эту ми­ну­ту ка­за­лось что му­зы­кант забыл о своём горе и ве­се­ло за­иг­рал на скрип­ке
5) К сча­стью взгляд ис­тин­но­го ху­дож­ни­ка об­ла­да­ет снай­пер­ски­ми ка­че­ства­ми
15.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Не верь ни лет­не­му дождю_ ни зим­не­му солн­цу_ ни осен­не­му теплу
2) Друж­ба удва­и­ва­ет ра­до­сти_ и со­кра­ща­ет на­по­ло­ви­ну го­ре­сти_ и не­взго­ды
3) При­шло лето — пора цве­тов_ и трав, тепла_ и света
4) День хо­лод­ный угрюм_ и свеж_ и целый день ски­та­юсь я в степи, вдали от сёл и де­ре­вень
5) Вы­ступ­ле­ния этого по­ли­ти­ка все­гда от­ли­ча­лись осо­бым тем­пе­ра­мен­том_ и тон­ким ост­ро­уми­ем_ и ис­кромётным юмо­ром
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Позд­ней ночью в квар­та­ле ту­зем­цев зве­нят мо­ло­точ­ки по брон­зе и се­реб­ру и кто-то на­иг­ры­ва­ет на не­зна­ко­мых струн­ных ин­стру­мен­тах
2) По­хваль­но де­лать то что по­до­ба­ет, а не то что доз­во­ля­ет­ся
3) Ни­ко­лай по­ско­рее по­спе­шил про­стить­ся с род­ны­ми, по­то­му что ехал в Пе­тер­бург по весь­ма важ­но­му делу и быст­ро сел в подъ­е­хав­шую к крыль­цу ки­бит­ку
4) Я знаю, что, если вы не ста­не­те за­да­вать мне лиш­них во­про­сов, мы смо­жем быст­ро найти общий язык
5) Каж­дый вечер по те­ни­стой аллее сада, в глу­би­не ко­то­рой, спря­та­лась ма­лень­кая бе­сед­ка, про­гу­ли­ва­лись влюблённые пары
17.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны): [  ]  — [  ].

1) Мы ждали на­ше­го сан­тех­ни­ка од­на­ко он не пришёл.
2) Не хо­чешь от­ве­чать я сам скажу.
3) От­кро­ешь окна ворвётся в ком­на­ту сол­неч­ный свет.
4) Тут мне со­вер­шен­но яв­ствен­но по­ка­за­лось по его лицу про­шла су­до­ро­га.
5) Ме­ся­ца два назад умер у нас в го­ро­де некий Бе­ли­ков учи­тель гре­че­ско­го языка мой то­ва­рищ.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Я за­смот­ре­лась на воду, по­это­му у меня за­кру­жи­лась го­ло­ва», — от­ве­ча­ла Анна
2) «От­ку­да шум? — на­сто­ро­жил­ся Куз­не­цов и, по­мол­чав, спро­сил: — Кто бы это мог шу­меть?»
3) «Будет ли про­дол­же­ние у этого се­ри­а­ла?» — по­ин­те­ре­со­ва­лись те­ле­зри­те­ли у ки­но­ре­жиссёра. «Думаю, что через пол­го­да вы снова встре­ти­тесь с по­лю­бив­ши­ми­ся вам ге­ро­я­ми», — от­ве­тил он
4) Учёный и об­ще­ствен­ный де­я­тель Д. С. Лихачёв счи­тал, что: «учить­ся хо­ро­шей, спо­кой­ной, ин­тел­ли­гент­ной речи надо долго и вни­ма­тель­но»
5) — Про­щай­те, ре­бя­та, — ска­зал он смущённой двор­не: — мне здесь де­лать не­че­го
19.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Весь день она ра­бо­та­ла, вер­те­лась_ как белка в ко­ле­се
2) Карты из рук Мыш­ла­ев­ско­го ле­те­ли без­звуч­но_ как кле­но­вые ли­стья
3) На сцене под ак­ком­па­не­мент рояля читал свои стихи не кто иной_ как наш эко­но­мист Ва­си­лий По­та­пен­ко
4) Отец, бу­дучи гла­вой семьи, знал всё_ как о наших ра­до­стях_ так и о наших бедах
5) Ба­за­ров пред­стаёт перед нами_ как яркая и силь­ная лич­ность
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Фёдор Ильин на ми­ну­ту за­ду­мал­ся 1) _ и 2) _ когда снова в поле его зре­ния ока­за­лась 3) _ вы­кра­шен­ная в зелёный цвет 4) _ плос­кая крыша, он об­на­ру­жил 5) _ чёрной птицы на ней уже не было, она ис­чез­ла так же вне­зап­но, как и по­яви­лась.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Какие фра­зео­ло­гиз­мы со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии слову?

 

Я гля­дел на юного врача и не­до­уме­вал: до чего же он был похож на сво­е­го деда-про­фес­со­ра.

1) диву да­вал­ся
2) рвал на себе во­ло­сы
3) не верил своим гла­зам
4) пус­кал пыль в глаза
5) кусал себе локти
22.  
i

Ука­жи­те сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют при­ла­га­тель­но­му за­гру­зоч­ный:

1) об­ра­зо­ва­но от гла­го­ла за­гру­зить
2) об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го за­груз­ка
3) спо­соб об­ра­зо­ва­ния — суф­фик­саль­ный
4) спо­соб об­ра­зо­ва­ния — при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный
5) вхо­дит в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную це­поч­ку: груз —> гру­зить —> за­гру­зоч­ный
23.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют упо­треблённому в пред­ло­же­нии на­ри­ца­тель­но­му су­ще­стви­тель­но­му?

 

Жарко́е по­да­но Ми­ха­и­лом во­вре­мя.

1) оду­шевлённое
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) сред­не­го рода
4) упо­треб­ле­но в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа един­ствен­но­го числа
5) яв­ля­ет­ся под­ле­жа­щим
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Жи­во­пись ещё важна и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим все вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся ме­сто­име­ни­я­ми
2) Оба ме­сто­име­ния сам, дру­гой яв­ля­ют­ся опре­де­ли­тель­ны­ми
3) Что — на­чаль­ная форма ме­сто­име­ния, упо­треблённого в пред­ло­же­нии На степ­ных про­сто­рах про­из­рас­та­ли стеб­ле­вые травы с тя­гу­чим, ни на что не по­хо­жим за­па­хом
4) Оба ме­сто­име­ния она, та­ко­вы из­ме­ня­ют­ся толь­ко по родам и чис­лам.
5) В пред­ло­же­нии Их порт­ре­ты гля­дят на меня со стены вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Этот оди­но­кий при­зыв к со­ве­сти так и остал­ся глас­но­стью во­пи­ю­ще­го в пу­сты­не.
2) Школь­ни­ки были на встре­че с отъ­яв­лен­ным удар­ни­ком труда.
3) В ин­тер­не­те би­ле­ты в вод­ный ак­ва­парк можно за­ка­зать со скид­кой.
4) Он го­во­рил по-фран­цуз­ски с па­риж­ским ак­цен­том.
5) На уро­ках ли­те­ра­ту­ры мы ана­ли­зи­ро­ва­ли роман «Люди на бо­ло­те».
26.  
i

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) се­год­ня у нас на обед суп с фа­со­лем
2) не­зна­ко­мец гром­ко кри­чал, ко­ло­ча в дверь
3) для при­го­тов­ле­ния этого са­ла­та вам по­тре­бу­ет­ся около по­лу­то­рас­от грам­мов ук­су­са
4) чи­лий­ский перец горек и жгуч
5) можно я вас по­це­лую и обой­му
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) вос­по­ми­на­ния дет­ства на­хлы­ну­ли на него при встре­че с род­ны­ми ме­ста­ми
2) опыт­ный пе­да­гог Ти­ма­ков­ская рас­ска­за­ла о новых нор­мах оцен­ки зна­ний школь­ни­ков
3) эту книгу для детей мы при­об­ре­ли на вы­став­ке, ко­то­рая была из­да­на Кор­не­ем Чу­ков­ским сразу после войны
4) на­хо­дясь на боль­шой вы­со­те, ощу­ща­лась не­хват­ка кис­ло­ро­да
5) в каж­дом его дви­же­нии не толь­ко скво­зи­ла тре­во­га, но и ожи­да­ние
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, на какие во­про­сы в тек­сте есть от­ве­ты:

1) Какие жи­вот­ные, кроме кар­ли­ко­вой иг­рун­ки, яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми от­ря­да при­ма­тов?
2) Ка­ко­ва длина шер­сти у кар­ли­ко­вой иг­рун­ки?
3) В какое время суток кар­ли­ко­вая иг­рун­ка про­яв­ля­ет ак­тив­ность?
4) Где оби­та­ет кар­ли­ко­вая иг­рун­ка?
5) Ка­ко­ва самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни кар­ли­ко­вой иг­рун­ки?
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние
4) тип речи — по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи — оха­рак­те­ри­зо­вать кар­ли­ко­вую иг­рун­ку как пред­ста­ви­те­ля се­мей­ства иг­рун­ко­вых
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 13-е и 14-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
2) лек­си­че­ский по­втор
3) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
4) союз
5) ме­сто­име­ние
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 9−10 слово, упо­треблённое в зна­че­нии «общий для обеих сто­рон, про­яв­ля­ю­щий­ся по от­но­ше­нию друг к другу, свя­зан­ный один с дру­гим». За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Ука­жи­те фо­не­ти­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

 

1)  в слове три слога;

2)  в слове есть не­пар­ный мяг­кий со­глас­ный звук;

3)  в слове все со­глас­ные звуки звон­кие;

4)  в слове нет твёрдых со­глас­ных зву­ков;

5)  в слове ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 13−15 не­пе­ре­ход­ный гла­гол пер­во­го спря­же­ния и опре­де­ли­те его на­чаль­ную форму. За­пи­ши­те её (на­чаль­ную форму) в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 14−16 под­чи­ни­тель­ный союз и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние, глав­ное слово ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся су­ще­стви­тель­ным в форме да­тель­но­го па­де­жа. Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в этом сло­во­со­че­та­нии. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

Солн­це мед­лен­но спус­ка­лось за реку огром­ным крас­ным шаром. Ка­за­лось, оно тре­пе­щет­ся, то уве­ли­чи­ва­ясь в объёме, то сжи­ма­ясь. По при­сми­рев­шей воде к лодке от са­мо­го го­ри­зон­та про­тя­ну­лась из­жел­та-крас­ная тро­пин­ка с за­зуб­ри­на­ми по краям. Эту об­ма­ную тро­пин­ку отражённого солн­ца пе­ре­се­ка­ло вдали па­рус­ное судно, сколь­зив­шее по вол­нам.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вы­де­лен­ны­ми сло­ва­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

A)  семей

Б)  музей

B)  бан­де­ро­лей

Г)  теп­лей (одень­ся)

1)  слово, в ко­то­ром есть окон­ча­ние -ей

2)  слово с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем

3)  слово, в ко­то­ром окон­ча­ние от­сут­ству­ет

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко Н пи­шет­ся на месте про­пус­ка в вы­де­лен­ных сло­вах, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Горе за­ста­ло то­ка­ря врас­плох, не­ожи­да..о.

Б)  По­ве­де­ние сест­ры было лег­ко­мыс­лен­но и не­об­ду­ма..о.

B)  Вни­ма­ние со­сре­до­то­че..о на ре­ше­нии за­да­чи.

Г)  За­ме­ча­ние кри­ти­ка не­су­ще­стве..о.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет одну букву н.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя бук­ва­ми н.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Уче­ник украд­кой на­блю­дал за ста­рень­кой учи­тель­ни­цей, ко­то­рая сто­я­ла у пи­а­ни­но в глу­бо­кой за­дум­чи­во­сти.

Б)  Бла­го­да­ря еже­днев­ным тре­ни­ров­кам он стал го­раз­до вы­нос­ли­вее.

B)  Чае­пи­тие можно устро­ить в кругу семьи.

Г)  Вилка стала ис­поль­зо­вать­ся в Ан­глии в ка­че­стве сто­ло­во­го при­бо­ра в сем­на­дца­том веке.

1)  под­ле­жа­щее

2)  ска­зу­е­мое (или часть ска­зу­е­мо­го)

3)  до­пол­не­ние

4)  опре­де­ле­ние

5)  об­сто­я­тель­ство (или часть об­сто­я­тель­ства)

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

A)  В этот лет­ний вечер пах­нет ско­шен­ной тра­вой и все звуки: плеск воды, крики чаек, го­ло­са людей  — сли­ва­ют­ся в не­раз­ли­чи­мый уба­ю­ки­ва­ю­щий гул.

Б)  Раз­вед­чик не знал, есть ли в де­рев­не не­при­я­тель, и про­би­рал­ся за­двор­ка­ми.

B)  В не­обык­но­вен­ном лице док­то­ра, я думаю, было что-то до того спо­кой­ное и вну­ша­ю­щее до­ве­рие, что Мер­ца­лов тот­час же рас­ска­зал ему свою ис­то­рию.

Г)  На лето мне не­об­хо­ди­мо сшить не­сколь­ко новых пла­тьев, по­то­му что хотя и есть у меня два белых пла­тья и са­ра­фан, но они уже стары, узки и ко­рот­ки.

1)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с одной при­да­точ­ной ча­стью

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с двумя при­да­точ­ны­ми ча­стя­ми

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние' с раз­ны­ми ви­да­ми связи