Всего: 8 1–8
Добавить в вариант


(1) В ожидании концерта мы расположились в камышовых зарослях на берегу небольшой, но быстрой речонки. (2) Воздух был чист, прозрачен, душист...
(3) Вечер начался пением кукушки. (4) Она лениво закуковала где-то в дальней роще и скоро замолкла. (5) Затем запела иволга, певица известная, серьёзно занимающаяся, оттачивающая певческое искусство. (6) Мы прослушали бы её с невыразимым удовольствием, если бы не грачи, летевшие на ночёвку и с карканьем опустившиеся на рощу.
(7) Когда закричали грачи, загалдели и лягушки, где-то запел дрозд. (8) Ему аккомпанировали речная курочка и камышовка.
(9) Затем последовал антракт, наступила тишина, изредка нарушаемая пением сверчка. (10) Когда на землю опустилась ночь и луна остановилась среди неба над самой рощей, наступила и очередь соловья. (11) Он показался в молодом ольшанике, порхнул в терновник, повертел хвостом и стал неподвижен. (12) Минуты три сидел он молча, не двигаясь. (13) Но вот зашумели верхушки деревьев, задул ветерок, затрещал громче сверчок и под аккомпанемент этого оркестра соловей исполнил свою первую трель.
(14) Он запел, засвистал, осыпая рощу щёлканьем и дробью. (15) И властная сила, и томительная нега, и искренняя страсть слышались в его чудесном голосе. (16) Он пел, а кругом царила внимающая тишина.
(17) Когда засерело небо и потухли миниатюрные фонарики звёзд, голос соловья стал слабее и нежнее и мало-помалу умолк.
(8) Ему аккомпанировали речная курочка и камышовка.
(9) Затем последовал антракт, наступила тишина, изредка нарушаемая пением сверчка. (10) Когда на землю опустилась ночь и луна остановилась среди неба над самой рощей, наступила и очередь соловья.
Показать целикомСвернуть
Найдите в предложениях 8−10 антоним к слову часто. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
Во девятом предложении слово ИЗРЕДКА является антонимом слова «часто».
Ответ: изредка.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Вечер начался пением камышовки. — Противоречит предложению под номером 3 текста.
Пению кукушки помешали грачи, летевшие на ночёвку. — Противоречит предложениям 5−6.
Дрозд пел в сопровождении кукушки. — Противоречит предложению 8.
Ответ: 45.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, повествование с элементами описания.
Ответ: 13.
Найдите в 11-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «ольшанике» буква Ь звука не обозначает, поэтому букв в слове больше, чем звуков.
Ответ: ольшанике.
Найдите в предложениях 11−13 существительное третьего склонения, употреблённое в форме винительного падежа, и запишите его (существительное) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Трель — существительное третьего склонения, употреблённое в форме винительного падежа.
Ответ: трель.
Укажите морфологические признаки, соответствующие глаголу, выделенному в 17-м предложении текста.
Ответ запищите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) начальная форма — умолкать;
2) несовершенный вид;
3) первое спряжение;
4) в форме изъявительного наклонения;
5) в форме третьего лица единственного числа.
Умолк — глагол первого спряжения, в форме изъявительного наклонения.
Ответ: 34.


Найдите в предложениях 7−8 словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенного падежа. Таким словосочетанием является «ему аккомпанировали».
Ответ: ему.


(1) Передо мной были молчаливые горы и тихие леса в осенней задумчивости. (2) Горечь надвигающегося увядания угадывалась во всём. (3) Речки кружились, затягивая в жёлтые петли горы с дремучими лесами, и казалось, что в расщелинах, оврагах и долинах обнажились нервы земли. (4) Всё вокруг было величаво и спокойно.
(5) Предчувствие долгого сна таилось в лесах, и шорох облетающих листьев уже начинал усыплять их, нашёптывая об осенних дождях, о глубоких снегах и о весне, которую надо долго и терпеливо ждать. (6) Очарованные печальной музыкой осени, обнажились леса, роняя листья в светлые ручьи, застилали их зеркала, чтобы не видеть там отражения своей неприятной наготы.
(7) Земля надевала шубу из листьев, готовилась к зиме, утихали звуки на ней, и только шорох был всюду от листа и шум от речек, наполненных водой благодаря часто перепадающим, но пока незатяжным дождям.
(8) Но гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса. (9) Она была обрублена лет десять назад. (10) Вокруг пней рос рябинник, берёзки. (11) Они занимали полянки покосов, соединяясь меж собой, и, как-то играя, без грусти сорили вокруг листьями, жёлтыми, бордовыми, рыжими', а тонкие рябинки были с первыми двумя-тремя пригоршнями ягод и показывали их всем хвастливо, доверчиво.
(1) Передо мной были молчаливые горы и тихие леса в осенней задумчивости. (2) Горечь надвигающегося увядания угадывалась во всём. (3) Речки кружились, затягивая в жёлтые петли горы с дремучими лесами, и казалось, что в расщелинах, оврагах и долинах обнажились нервы земли.
Показать целикомСвернуть
Найдите в предложениях 1−3 антоним к слову расцвет. Запишите это слово (антоним) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Во втором предложении слово УВЯДАНИЯ является антонимом слова «расцвет».
Ответ: увядания.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) В природе уже угадывалась горечь осеннего увядания. — Подтверждается предложением 2 текста.
2) Шорох облетающих листьев нашёптывал лесам о долгожданном лете. — Противоречит предложению под номером 5 текста.
3) Очарованные печальной музыкой осени, обнажились леса. — Подтверждается предложением 6 текста.
4) В преддверии зимы реки обмелели. — Противоречит предложению 7 текста.
5) Рябины и берёзы величаво и спокойно ожидали прихода весны. — Противоречит предложению 11 текста.
Ответ: 13.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, тип речи — описание.
Ответ: 13.
Найдите в предложениях 8−10 слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «стояли» буква Я после гласного даёт два звука, поэтому звуков в слове больше, чем букв.
Ответ: стояли.
Найдите в 11-м предложении существительное первого склонения, употреблённое в форме родительного падежа, и запишите его (существительное) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Ягод — существительное первого склонения, употреблённое в форме родительного падежа.
Ответ: ягод.
Укажите морфологические признаки, соответствующие глаголу, выделенному в 7-м предложении текста.
Ответ запищите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) начальная форма — готовить;
2) совершенный вид;
3) второе спряжение;
4) в форме третьего лица единственного числа;
5) в форме изъявительного наклонения.
Готовилась — глагол второго спряжения, в форме изъявительного наклонения.
Ответ: 35.


Найдите в 8-м предложении словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Таким словосочетанием является «от всего леса», где главное слово — «леса», а зависимое — «всего».
Ответ: всего.


Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. (2) Нужно хотя бы раз увидеть острова Японии, чтобы понять, почему населяющий их народ обожествляет родную природу.
(3) Япония — это страна зелёных гор и морских заливов, сумрачных вулканических озёр и зеркальных мозаик рисовых полей. (4) Ландшафты Японии составле(н/нн)ы из мягких тонов, приглушённых влажностью воздуха. (5) Эту сдержанную гамму временно нарушают лишь какие-нибудь сезонные краски. (6) Например, весеннее цветение азалий или пламенеющие к осени листья клёнов.
(7) Муссонные ветры и тёплое морское течение сделали Японию страной удивительного климата, где весна, лето, осень и зима сменяют друг друга на редкость пунктуально. (8) Японцы находят радость в том, чтобы подчинять природному календарю ритм своей жизни. (9) Они стараются есть определённую пищу, носить определённую одежду, придавать должный облик своему жилищу. (10) Они любят приурочивать семейные торжества к важным природным явлениям: цветению сакуры или осеннему полнолунию.
(11) Предметом восхищения может быть всё, что служ..т окном в бесконечное разнообразие мира: травинка, на которой обосновался кузнечик, или причудливо изогнутый корень. (12) Издавна для японцев характерно стремление жить в согласии с природой.
Найдите в 7-м предложении текста синоним к слову «точно» и запишите его.
Это слово «пунктуально».
Ответ: пунктуально.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Любовь японцев к прекрасному коренится в их любви к природе. — Подтверждается предложением 1.
2) Японские острова известны своими бескрайними пустынями. — Опровергается предложением 3.
3) Япония — страна удивительного климата. — Подтверждается предложением 3-6.
4) Жители Японии любят приурочивать семейные торжества к важным историческим событиям. — Опровергается предложением 10.
5) Японцы издавна стремятся жить в согласии с природой. — Подтверждается предложением 12.
Правильные ответы указаны под номерами 1, 3 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) Научный стиль речи. Неверно.
2) Публицистический стиль речи. — Верно.
3) В предложениях 3−6 представлен тип речи «описание». — Верно, так как данные предложения содержат описание статичной картинки, которую можно сфотографировать.
4) В предложениях 11−12 представлен тип речи «повествование». Неверно, так как нет событий, сменяющих друг друга. Это рассуждение.
5) Задача речи — дать точную информацию о климатических зонах Японии. Неверно.
Правильные ответы указаны под номерами 2 и 3.
Найдите в предложениях 1−2 слово, употреблённое в значении «участок суши, со всех сторон окружённый водой». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Это слово «острова».
Ответ: острова.
В слове, выделенном в 11-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В данном слове, которое является глаголом 2 спряжения, в личном окончании пишется буква «и»: служит.
Ответ: служит.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 4-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Определим часть речи: ландшафты Японии составле(н/нн)ы, то есть их составили. Это краткое причастие, которое всегда пишется с одной н.
Ответ: составлены.
Найдите в 9-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки глухие. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В слове «пищу» все согласные звуки глухие.
В слове «есть» имеется звонкий звук й: [й+эст'], оно не подходит.
Ответ: пищу.
Найдите в 12-м предложении текста слово, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс. Запишите это слово.
Схеме соответствует наречие издавна.
Ответ: издавна.
Найдите в 10-м предложении текста качественное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Только одно имя прилагательное «важным» в этом предложении может иметь краткую форму и степень сравнения, что является признаком качественного имени прилагательного. Запишем слово «важным» в начальной форме (м. р., ед. ч., Им. п.).
Ответ: важный.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 8-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) подчинительный союз;
2) наречие;
3) выполняет функцию обстоятельства;
4) не является членом предложения;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной цели.
Выпишем предложение и произведём его разбор.
[Японцы находят радость в том], (чтобы подчинять природному календарю ритм своей жизни). К главному предложению присоединяется придаточное, отвечает на вопрос «в чём?». На такой вопрос отвечают придаточные изъяснительные. Слово «чтобы» является подчинительным союзом, к нему нельзя задать вопрос.
Ответ: 14.
Найдите в 5-м предложении текста словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Выпишем предложение и найдём словосочетание указанного типа. Необходимо найти такую пару слов, в которой имя сущ. будет зависимым, такая пара одна: нарушают (что?) гамму.
Эту сдержанную гамму временно нарушают лишь какие-нибудь сезонные краски.
Ответ: гамму.


Текст к заданиям A17, A18 и В1—В9
(1) Зинаида Павловна была мечтательницей по призванию. (2) Она пристрастилась к чтению ещё в начальных классах гимназии.
(3) По вечерам, когда классная дама скучно объясняла ученицам заданный к завтрашнему дню урок математики, Зинаида Павловна тихонько вынимала из стола описание какого-нибудь фантастического путешествия по девственным лесам Америки или пустыням Африки и жадно погружалась в чтение. (4) Всё, что хоть немного напоминало действительность, переставало существовать для неё в эти блаженные минуты.
(5) С годами грёзы Зинаиды Павловны приняли более жгучий характер. (6) Очень сильно повлияли на неё в этом отношении лекции по истории, которые увлекательно читал симпатичный и знающий учитель. (7) Она внимательно слушала его на уроке. (8) Описание блеска и роскоши средневековой жизни, победы и завоевания римских цезарей гораздо меньше шевелили её воображение, чем героизм отважных мучеников идеи. (9) Она обожала Жанну д'Арк и находила в её образе и поступках много общего с собой. (10) Зинаиде Павловне начинало казаться, что и в её груди таятся и зре..т до нужной минуты могущественные силы. (11) И эти силы назначе(н/нн)ы судьбой для каких-то великих целей. (12) Ею часто овладевало желание радостно отдать свою молодую жизнь во имя чего-то далёкого и прекрасного.
Найдите в 3-м предложении текста антоним к слову «увлекательно» и запишите его.
Противоположное по значению слово — это слово «скучно».
Ответ: скучно.
Прочитайте текст и определите, на какие вопросы в тексте есть ответы:
Отметим вопросы, на которые есть ответы.
Когда Зинаида Павловна пристрастилась к чтению? — Ответ в предложении 2.
Сколько фантастических романов прочитала Зинаида Павловна?
Как звали учителя истории?
Что в лекциях учителя истории больше всего поражало воображение Зинаиды Павловны? — Ответ в предложении 8.
Какой героиней восхищалась Зинаида Павловна? — Ответ в предложении 9.
Правильные ответы указаны под номерами 1, 4 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) Художественный стиль речи. — Верно.
2) Научный стиль речи. — Неверно.
3) В предложениях 3—4 представлен тип речи рассуждение. — Неверно, потому что в 3-м предложении есть развитие событий.
4) Задача речи — рассказать, как сложилась жизнь Зинаиды Павловны после окончания гимназии. — Неверно, такой цели нет.
5) Задача речи — рассказать, какое влияние на Зинаиду Павловну оказывали книги и уроки истории. — Верно.
Правильные ответы указаны под номерами 1 и 5.
Найдите в предложениях 2−3 слово, употреблённое в значении «большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Это слово — пустыням.
Ответ: пустыням или по пустыням.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Слово с пропущенной буквой — это глагол 1 спряжения. Во множественном числе необходимо окончание «ют»: зреют.
Ответ: зреют.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 11-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Определим часть речи: силы назначе(н/нн)ы судьбой, то есть их назначили. Это краткое причастие, которое всегда пишется с одной н.
Ответ: назначены.
Найдите в 12-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки глухие. Запишите это слово.
Слово, имеющие только глухие согласные, — это слово «часто».
Ответ: часто.
Найдите в 6-м предложении текста слово, строение которого соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс. Запишите это слово.
Схеме соответствует слово «сильно»: сильно.
Ответ: сильно.
Найдите в 8-м предложении текста качественное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Только одно имя прилагательное «отважных» в этом предложении может иметь краткую форму и степень сравнения, что является признаком качественного имени прилагательного. Запишем слово «отважных» в начальной форме (м. р., ед. ч., Им. п.).
Ответ: отважный.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 4-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) местоимение;
2) подчинительный союз;
3) не является членом предложения;
4) выполняет функцию подлежащего;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной сравнительной.
Выпишем предложение и произведём его разбор.
(4) [Всё, (что хоть немного напоминало действительность), переставало существовать для неё в эти блаженные минуты].
Данное слово является подлежащим, часть речи — относительное местоимение, то есть союзное слово. Оно стоит в придаточном определительном (всё какое?).
Ответ: 14.
Найдите в 7-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово.
Выпишем предложение и найдём словосочетание указанного типа. Необходимо найти такую пару слов, в которой наречие будет связано с глаголом, такая пара одна: слушала (как?) внимательно.
Она внимательно слушала его на уроке.
Ответ: внимательно.


(1) Октябрь был удивительно холодный, ненастный. (2) Тесовые крыши почернели. (3) Спута(н/нн)ая трава в саду полегла.
(4) Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за голые ветки старых деревьев рыхлые тучи. (5) Из них назойливо сыпался мелкий дождик. (6) По просёлочным дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать.
(7) Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. (8) Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. (9) Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта картина — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».
(10) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, который постро..л её отец — известный художник. (11) В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. (12) Но писать он уже не мог, поскольку дрожала рука. (13) Да и зрение ослабло, часто болели глаза.
(14) Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». (15) И поэтому он находился под охраной областного музея.
Найдите в предложениях 4−6 синоним к слову «надоедливо» и запишите его.
Близкое по значению слово — это слово «назойливо».
Ответ: назойливо.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Соответствуют содержанию текста следующие высказывания.
3) В старом доме висел один из эскизов Крамского. — Подтверждается предложением 9.
5) Дом художника, отца Катерины Петровны, находился под охраной областного музея. — Подтверждается предложениями 10-15.
Не соответствуют содержанию текста высказывания:
1) Октябрь был тёплым и солнечным. — Опровергается предложением 1.
2) Картины на стенах поражали своими яркими красками. — Опровергается предложением 7.
4) Хозяин старого дома — известный художник Крамской. — Опровергается предложением 9 и 10.
Правильные ответы указаны под номерами 3 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Данный текст относится к художественному стилю, его цель — дать описание осенней природы; показать состояние героини, которая одна доживала свой век в старом отцовском доме.
Правильные ответы указаны под номерами 2 и 4.
Найдите в 9-м предложении текста слово, употреблённое в значении «предварительный, неоконченный рисунок, набросок». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Значению соответствует слово «эскиз».
Ответ: эскиз.
В слове, выделенном в 10-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Буква пропущена в суффиксе глагола, она такая же, как и начальной форме: построил (построить).
Ответ: построил.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 3-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Чтобы ответить на вопрос, сколько Н нужно писать, необходимо точно определить морфологические признаки части речи. В предложении 3 «Спута(н/нн)ая трава в саду полегла» слово «спутан/нная» является полным страдательным причастием прошедшего времени (что с нею сделали? её спутали). По правилу в полных причастиях пишется НН.
Ответ: спутанная.
Найдите в 4-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки глухие. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Все согласные глухие в слове «тучи».
Ответ: тучи.
Найдите в предложениях 1-2 слово, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Данной модели соответствует слово почернели.
Ответ: почернели.
Найдите в предложениях 4-6 относительное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Относительное имя прилагательное не может иметь степени сравнения и краткой формы. Запишем слово «просёлочным» в начальной форме.
Ответ: просёлочный.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 12-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) подчинительный союз;
2) наречие;
3) не является членом предложения;
4) выполняет функцию обстоятельства;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной причины.
(12) [Но писать он уже не мог], почему?(поскольку дрожала рука).
Это слово соединяет части сложноподчинённого предложения, являясь подчинительным союзом, не является членом предложения. Придаточное причины, отвечает на вопрос «почему?».
Ответ: 135.
Найдите в 11-м предложении текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
При согласовании создаётся словосочетание, называющее предмет (лицо) и его признак. В предложении 11 такое словосочетание одно: В старости художник вернулся из Петербурга в своё село, жил на покое и занимался садом. Главное слово — «село», зависимое — «своё».
Выпишем зависимое слово в ответ.
Ответ: своё.


(1) Это произошло на палубе дачного парохода, подгоняемого ветерком к зелёным берегам Петергофа.
(2) Сергей Есенин, недавно вернувшийся из-за границы, загорелый, с расстёгнутым воротом белой рубашки, весёлый, непривычно оживлённый, прислонясь к борту, безостановочно читал свои стихи. (3) В этот вечер Сергей Есенин был особенно в ударе: стихи звучали так, словно поэт бросал кому-то вызов молодости и силы. (4) И все, кто находился на палубе, не могли оторвать от него глаз.
(5) Но особенно поразило меня то, как Алексей Толстой реагировал на стихи молодого поэта. (6) Ранее рассеянный и несколько апатичный, грузно сидевший на палубной скамье, сейчас он весь был полон внимания и даже подался вперёд всем своим телом. (7) Пальцы всё сильнее и веселее отбивали такт на правом колене.
(8) Вдруг Толстой резко сдвинул на затылок шляпу и стёр со лба выступивший пот. (9) Потом встал, грузно шагнул к Сергею Есенину и широким жестом тряхнул его за плечи. (10) Широкая улыбка озарила мясистое, гладко выбритое лицо Алексея Толстого.
(11) — Вот это стихи! — взволнова(н/нн)о произнёс Алексей Николаевич. (12) Он крепко обнял несколько смущённого и растер..нного молодого поэта и трижды поцеловал.
Найдите в предложениях 2−3 антоним к слову «старость». Запишите это слово (антоним) в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Противоположное по значению слово — это слово «молодости».
Ответ: молодости.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
Следующие подтемы нашли отражение в тексте:
2) Чтение стихов Сергеем Есениным.
3) Реакция Алексея Толстого на стихи Сергея Есенина.
5) Отзыв Алексея Толстого о стихах Сергея Есенина.
Следующие подтемы не нашли отражение в тексте:
1) Предчувствие грозы.
4) Спор о поэзии.
Правильные ответы указаны под номерами 2, 3 и 5.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Следующие характеристики соответствуют данному тексту:
3) в предложениях 8−12 представлен тип речи повествование;
5) задача речи — рассказать о том, как Сергей Есенин читал на палубе парохода стихи и какое впечатление это произвело на Алексея Толстого.
Правильные ответы указаны под номерами 3 и 5.
Найдите в предложениях 5−7 слово, употреблённое в значении «не умеющий сосредоточиться, несобранный». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Значению соответствует слово «рассеянный».
Ответ: рассеянный.
В слове, выделенном в 12-м предложении текста, пропущена буква. Запишите это слово, вставив пропущенную букву (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Буква пропущена в суффиксе прилагательного «растер..нного». Но оно образовано от причастия «растер..нный», а причастие, в свою очередь, от глагола растерять. Таким образом, суффикс инфинитива «я »сохранился в имени прилагательном: растерянного.
Ответ: растерянного.
Определите, сколько Н пишется в слове, выделенном в 11-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно.
Чтобы ответить на вопрос, сколько Н нужно писать, необходимо точно определить морфологические признаки части речи. В предложении 11 «взволнова(н/нн)о произнёс» является наречием, но оно образовано от полного страдательного причастия прошедшего времени «взволнованный». По правилу в полных причастиях пишется НН, и эти НН сохраняются в наречии.
Ответ: взволнованно.
Найдите в 10-м предложении текста слово, в котором все согласные звуки звонкие. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Все согласные звонкие в слове «озарила».
Ответ: озарила
Найдите в 7-м предложении текста слово, строение которого соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс. Запишите это слово.
Данной модели соответствует слово сильнее.
Ответ:: сильнее.
Найдите в 1-м предложении текста качественное прилагательное и определите его начальную форму. Запишите её (начальную форму).
Качественное имя прилагательное имеет степени сравнения и краткую форму, и это слово «зелёным». Запишем слово «зелёным» в начальной форме (им. падеж, м.род, ед. число).
Ответ: зелёный.
Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 4-м предложении текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.
1) подчинительный союз;
2) местоимение;
3) не является членом предложения;
4) выполняет функцию подлежащего;
5) выступает в качестве средства связи в сложноподчинённом предложении с придаточной места.
(4)[ И все, какие?(кто находился на палубе), не могли оторвать от него глаз].
Это местоимение, является подлежащим в придаточном определительном предложении.
Ответ: 24.
Найдите в 8-м предложении текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
При согласовании создаётся словосочетание, называющее предмет (лицо) и его признак. В предложении 8 такое словосочетание одно: Вдруг Толстой резко сдвинул на затылок шляпу и стёр со лба выступивший пот. Главное слово — «пот», зависимое — «выступивший».
Выпишем зависимое слово в ответ.
Ответ: выступивший.


Текст к заданиям А17, А 18 и В1-В9
(1) Ариадна жила в Риме, и когда я приехал к ней, то она отчаянно зарыдала и обняла меня.
(2) Главным свойством этой женщины было изумительное лукавство. (3) Она хитрила постоянно. (4) Она хитрила со мной, с лакеями, с торговцами в магазинах, со знакомыми. (5) Без кривлянья и ломанья не обходился ни один разговор, ни одна встреча. (6) Ни одного художника и музыканта она не пропускала, чтобы не наговорить ему чистейш..го вздора по поводу его замечательного таланта.
(7) И всё это для того, чтобы нравиться, иметь успех, быть обаятельной! (8) Это было смыслом её жизни. (9) Если бы я сказал ей, что на такой-то улице в таком-то доме живёт человек, которому она не нравится, то это заставило бы её серьёзно страдать. (10) Ей каждый день нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума.
(11) Часто, глядя, как она старается придать своему взгляду наивное выражение, я думал: для чего же были подарены ей природой необыкновенная красота, грация, ум? (12) Неужели для того только, чтобы лгать без конца? (13) Да и была ли она умна? (14) Она боялась трёх свечей, тринадцатого числа, приходила в ужас от дурных снов, о свободе толковала, как старая богомолка. (15) Но она была дьявольски хитра и остроумна и в обществе искус(?)но умела казаться очень образованным, передовым человеком.
(1) Ариадна жила в Риме, и когда я приехал к ней, то она отчаянно зарыдала и обняла меня.
(2) Главным свойством этой женщины было изумительное лукавство. (3) Она хитрила постоянно.
Показать целикомСвернуть
Найдите в предложениях 1-3 синоним к слову «всегда» и запишите его.
Синоним находим в предложении (3): Она хитрила постоянно.
Ответ: постоянно.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
Перечисленные ниже подтемы нашли отражение в тексте:
2) Изумительное лукавство Ариадны. ,
4) Смысл жизни Ариадны.
5) Страхи Ариадны.
Ответ: 245.
Найдите в предложениях 7-9 слово, употреблённое в значении «очаровательный, пленительный, притягательный». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Нужное слово — в предложении(7): И всё это для того, чтобы нравиться, иметь успех, быть обаятельной!
Ответ: обаятельной.


Текст к заданиям А17, А 18 и В1-В9
(1) Земля — одна из твёрдых планет Солнечной системы. (2) Её наружная каменная оболочка, или, иначе, земная кора, состоит из множества горных пород, которые сложены разнообразными минералами.
(3) Минерал представляет собой химическое соединение, простое или сложное, одного состава и внутренн..го строения. (4) Некоторые минералы состоят из одного химического элемента. (5) Но большинство минералов многоэлементные.
(6) Существуют минералы, одинаковые по химическому составу, но имеющие разное строение. (7) Например, и алмаз, и графит состоят из углерода. (8) Однако алмаз имеет очень плотную внутреннюю «упаковку», а в графите есть микроскопические слои, которые отделяются друг от друга даже при лёгком нажиме.
(9) Для описания минералов используют различные диагностические показатели, а именно: морфологические свойства, оптические характеристики, механические признаки. (10) К морфологическим свойствам относится форма кристаллов, индивидуальная для каждого минерала. (11) У кварца — несимметрично заточенные «карандашики», у поваренной соли — кубики, у алмаза — октаэдр. (12) Оптические характеристики — это цвет и варианты цвета, блеск, степень прозрачности. (13) Например, разновидности кварца отличаются цветом — бесцветный горный хрусталь, фиолетовый аметист, жёлтый цитрин, чёрный морион. (14) Механические признаки — это спайность, твёрдость. (15) Понятие спайности связано со способностью минералов терять целос(?)ность, раскалываться по определённым плоскостям. (16) Различие хорошо видно на примере кварца и слюды. (17) Кварц распадается на кусочки неправильной формы, слюда расщепляется на листочки.
(16) Различие хорошо видно на примере кварца и слюды. (17) Кварц распадается на кусочки неправильной формы, слюда расщепляется на листочки.
Показать целикомСвернуть
Найдите в предложениях 16-17 антоним к слову сходство. Запишите это слово (антоним) в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Антоним есть в предложении 16: Различие хорошо видно.
Ответ: различие.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
Перечисленные ниже подтемы нашли отражение в тексте:
1) Земная кора.
2) Минерал как химическое соединение.
4) Диагностические показатели для описания минералов.
Ответ: 124.
Найдите в 13-м предложении текста слово, употреблённое в значении «ничем не окрашенный». Запишите это слово в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении 13 использовано слово, имеющее такое значение: бесцветный горный хрусталь.
Ответ: бесцветный.
Наверх