Всего: 26 1–20 | 21–26
Добавить в вариант


(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6) Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».
(7) Но ветер всё никак не унимался: он волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8) И облака бежали низко и быстро и затуманивали солнце. (9) Угасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (10) Сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. (11) Наступала долгая, тревожная ночь.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:
Седьмое и восьмое предложения связаны между собой посредством лексического повтора (облаков - облака), союза «И».
Ответы под номерами 1, 3.
Ответ: 13
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение подтемы:
2) Золотистый свет низкого вечернего солнца;
3) Незатихающий ветер;
Ответ: 23
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля (№2), по типу речи это описание с элементами повествования (№4). Эти характеристики соответствуют данному тексту.
Правильные ответы под номерами 2 и 4.
Ответ: 24
Найдите в предложениях 5–8 слово, употреблённое в значении "приводить в беспокойное состояние". Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении №7 в значении «приводить в беспокойное состояние» употреблён глагол «волновал».
Ответ: волновал.
Определите падеж существительного, выделенного в 8-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже
Солнце -— существительное в винительном падеже.
Ответ: винительный
Найдите в предложениях 2–3 глагол несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»
Непереходные глаголы — глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.
К глаголам I спряжения относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме не на -ить, и глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.
В третьем предложении глагол «пробивался» — это глагол несовершенного вида: (что делал?) пробивался; он непереходный: не сочетается с существительным в винительном падеже (нельзя подставить существительное, отвечающее на вопросы: кого? что?); является глаголом I спряжения: в неопределённой форме - пробиваться (не на -ить).
Глаголы во втором предложении «рвал, трепал, поливали» являются переходными, поэтому не могут быть верными ответами.
Ответ: пробивался.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Между — это производный предлог.
Ответ: предлог.
Найдите в тексте (среди предложений 1–5) предложение, соответствующее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
Схеме [ ], [ ], ( ) должно соответствовать сложное предложение, в котором между первой и второй частями бессоюзная связь, а между второй и третьей — союзная подчинительная. Таковым является предложение №4:
(1)Воздух делался чист и ясен, (2)солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, (3)которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.
Ответ: 4.


(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.
(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайш..го подъезда, промокли почти насквозь.
(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.
(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.
(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радос(?)но. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 1-е и 2-е предложения текста:
Второе предложение связано с первым с помощью лексического повтора «три дня», союза «однако» и местоимения «эти».
Ответ: 134
Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов:
В тексте нет ответов на вопросы:
1) Какой фильм хотели посмотреть ребята?
4) Сколько времени длилась гроза?
Есть ответы в тексте на вопросы:
2) Почему ребята, собираясь в кино, не взяли зонтики? — предложение №2.
3) Куда спрятались ребята от дождя? — предложения №6-7
5) Удалось ли ребятам попасть в кино? — предложения №12-13
Правильный ответ указан под номером 14.
Укажите лексические признаки, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении текста:
(По) стремительному — 2) употреблено в значении «очень быстрый, бурный, резкий в движении», 5) антоним — медленный.
Ответ: 25


Найдите в предложениях 6−7 антоним к слову медленно. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
В шестом предложении слово СТРЕМИТЕЛЬНО является антонимом слова «медленно».
Ответ: стремительно.
Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №6 есть слово ПРОМОКШИЕ, в котором 9 букв и 10 звуков, буква Е обозначает два звука: [й], [э].
Ответ: промокшие
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В пятом предложении слово ПОКА является союзом.
Ответ: союз.


Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 17-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Словосочетание ТОПАЛИ БОСИКОМ построено по типу примыкания.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово присоединяется к главному по смыслу, грамматические связи отсутствуют.
Ответ: примыкание
Найдите в тексте (среди предложений 1—5) сложное предложение с разными видами связи. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
(2) [Однако все эти три дня сияло солнце], [и никто уже не верил], (что гроза придёт.)
Между первой и второй частями союзная сочинительная связь, между второй и третьей — союзная подчинительная связь.
Ответ: 2


(1) В любое произведение искусства, без сомнения, вложена душа и сердце его создателя. (2) В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи, однако же чувства художника, его желанья, его раздумья всегда настоящие, подлинные. (3) Они-то как раз и составляют особую силу искусства, способную ра(с,сс)трогать и расшевелить самого сдержанного человека. (4) Сколько раз вы могли видеть, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! (5) Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.
(6) Мы потому-то и любим искусство, что оно захватывает нас, обостряет наши чувства, побуждает нас становит(?)ся лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. (7) Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.
(8) По моему глубокому убеждению, искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самого художника, творческий путь которого труден и тернист и нередко приносит огорчения и глубокие разочарования. (9) Как и во многих других профессиях, работа творческого человека, безусловно, требует от него самоотверженности, полного напряжения всех сил. (10) Она забирает всё его время, все силы, но зато (я в этом уверен!) даёт ему ощущение необычайной полноты и разнообразия жизни.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 9-е и 10-е предложения текста:
Предложение №10 связано с предыдущим с помощью лексического повтора «сил—силы» и местоимения «она».
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных утверждений соответствуют содержанию текста:
Содержанию текста соответствуют утверждения:
1) Подлинность чувств, желаний, раздумий художника позволяет произведениям искусства воздействовать на человека. — предложения №1-2.
2) Искусство обладает заряжающей силой. — предложение №6.
5) Работа творческого человека делает его жизнь полной и разнообразной. — предложение №9.
Правильный ответ указан под номером 125.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст публицистического стиля, рассуждение.
Правильный ответ указан под номером 14.


Найдите в предложениях 6−7 антоним к слову хуже. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
В шестом предложении слово ЛУЧШЕ является антонимом слова «хуже».
Ответ: лучше.
Найдите в 8-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
приставка + корень + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №8 есть слово приносит, которое соответствует схеме.
Ответ: приносит


Найдите в 8-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В 8-м предложении словосочетание приносит нередко со связью примыкание. Главным является слово приносит, зависимым — нередко.
Ответ: нередко
Найдите в тексте (среди предложений 4—7) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
При последовательном подчинении части присоединяются одна за другой.
[Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то], (во что?) (что и в каждом из нас заложено то прекрасное), (какое?) (к чему зовёт нас искусство).
Ответ: 7


(1) Рогульник плавающий (водяной орех) — редкий, реликтовый европейский вид семейства рогульниковых, находящийся в Европе под угрозой исчезновения. (2) Он включён в Красную книгу Республики Беларусь.
(3) Рогульник — однолетнее водное травянистое растение, иногда свободно плавающ..е, но обычно прикреплённое ко дну. (4) Для водяного ореха, как и для других водяных растений, характерна разнолистность. (5) Прежде всего на его стебле появляются нитевидные, рано опадающие листья. (6) Затем на водной поверхности рогульник развивает одну или несколько розеток ромбических, зазубренных листьев, несколько напоминающих по форме листья берёзы. (7) Эти листья расположе(н,нн)ы мозаично благодаря разной длине черешков.
(8) В верхней части черешков имеются так называемые «плавательные пузыри» — вздутия, заполненные воздухоносной тканью. (9) В пазухах листьев появляются одиночные цветки с белыми или розоватыми прозрачными лепестками. (10) Верхние доли чашечки цветка постепенно отвердевают и превращаются в легко отламывающиеся шипы. (11) Костянковидные плоды — «орехи» — имеют роговидные выступы. (12) У водяного ореха плоды съедобны. (13) Они также являются ценным лекарственным сырьём.
(14) Рогульник предпочитает пойменные озёра, куда в половодье поступает свежая вода, а также заводи рек глубиной 50—200 см, с илистым грунтом и обогащённой железом водой. (15) В Беларуси этот вид встречается в озёрах бассейнов рек Припяти, Березины, Днепра, Сожа, в Городокском районе Витебской области, Житковичском районе Минской области.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 12-е и 13-е предложения текста:
Предложение №13 связано с предыдущим с помощью союза «также» и местоимения «они».
Ответ: 34
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение подтемы:
1) Реликтовый вид семейства рогульниковых. — предложение №1.
3) Листья водяного ореха. — предложения №5-7.
5) Предпочтительные места произрастания рогульника. — предложения №14-15.
Правильный ответ указан под номером 135.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст научного стиля, описание.
Правильный ответ указан под номером 23.


Найдите в предложениях 5−6 антоним к слову поздно. Запишите это слово (антоним) в область ответов.
В пятом предложении слово РАНО является антонимом слова «поздно».
Ответ: рано.
Найдите в 14-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении 14 качественным является прилагательное свежая.
Качественные прилагательные обозначают признак, который может встречаться в предмете в большей или меньшей степени.
Ответ: свежая


Найдите в 7-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В предложении 7 словосочетание расположены мозаично со связью примыкание. Главным является слово «расположены», зависимым — «мозаично».
Ответ: мозаично
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 6-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(6) Затем на водной поверхности рогульник развивает одну или несколько розеток ромбических, зазубренных листьев, несколько напоминающих по форме листья берёзы.
Ответ: обстоятельство


(1) Однажды в нашей таёжной деревушке сильная гроза повалила огородные заборы и подгнившие телефонные столбы, посрывала кое-где крыши, повыворачивала давно состарившиеся берёзы и тополя.
(2) Пробегая утром мимо школы, я услышал тревожный писк и увидел на краю карниза ласточек, суетящихся у разорённого вчерашней грозой гнезда. (3) Ветром оторвало от него больше половины, из оставшейся треснувшей части гнезда выглядывали три ещё желторотых птенца; их родители цеплялись за стенки сарая рядом и, щебеча, будто плача над неутешным горем, просили помощи. (4) Казалось, что остатки гнезда вот-вот отвалят(?)ся. (5) А другие ласточки поочерёдно подлетали к пострадавшему гнезду, зависали на трепещущих крыльях, словно обдумывая, что предпринять, и отлетали.
(6) Возвращаясь около полудня, я заметил, что ласточки ремонтируют гнездо «всем миром». (7) Трещина уже была аккуратно заделана — её можно было заметить лишь по тёмной полосе сырой ещё глины, но ласточки с комочками строительного материала в клювах всё подлетали одна за другой.
(8) Вскоре гнездо было полностью во(с,сс)тановлено, и ласточки улетели к реке. (9) Они носились над водной гладью, то касаясь её брюшком или крылом, то взмывая под небеса.
(10)А я стоял и думал: как дружны эти милые птицы!
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 4-е и 5-е предложения текста:
Пятое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора «гнезда — гнезду» и союза «а».
Правильный ответ указан под номером 13.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение следующие подтемы:
2) Последствия сильной грозы. — предложение №1.
3) Разорённое грозой гнездо. — предложения №2—4.
4) Ремонт гнезда. — предложения №5—6.
Правильный ответ указан под номером 234.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, повествование с элементами описания.
Правильный ответ указан под номером 24.
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:
Слову тревожный соответствуют следующие лексические характеристики:
1) употреблено в значении «исполненный волнения, тревоги»,
3) синоним — беспокойный.
Правильный ответ указан под номером 13.
Найдите во 2-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Во втором предложении есть слово вчерашней, в котором начальный звук оглушается под воздействием глухого [ч] и произносится как [ф].
Ответ: вчерашней
Найдите в 1-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Качественное прилагательное — это такое прилагательное, в котором признак может выражаться в большей или меньшей степени.
В первом предложении таким прилагательным является слово сильная.
Ответ: сильная


Найдите в 9-м предложении словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Связь «согласование» в словосочетании «над водной гладью». Главное слово — гладью, зависимое — водной.
Ответ: водной
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 10-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(10)А я стоял и думал: как дружны эти милые птицы!
Ответ: сказуемое


(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:
Рассмотрим языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы — одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку.
1) лексический повтор: резцы-резцов
4) местоимения: он (заменяет грызун), этих (заменяет резцы)
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Соответствуют содержанию текста:
1) Мех бобров очень ценен.
3) Хвост служит бобру рулём при плавании и нырянии.
5) Бобры ведут преимущественно ночной образ жизни.
Ответ: 135
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) научный стиль речи
3) тип речи - описание
Ответ: 13
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:
Укажем лексические характеристики слова «густой», выделенного во 2-м предложении текста:
2) употреблено в значении «состоящий из множества близко расположенных друг к другу однородных предметов, частиц»
5) антоним - редкий
Ответ: 25
Найдите в 5-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 5-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука — ороговевшими.
При произнесении буква «в» перед буквой «ш» в (суффиксе) под её влиянием обозначает не звук [в], а звук [ф]. Это и называется оглушением согласного.
Ответ: ороговевшими
Найдите в 11-м предложении относительное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 11-м предложении относительное прилагательное — «передние». Оно не имеет степени сравнения, краткой формы и не обозначает качество предмета.
Ответ: передние


Найдите в 12 - м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В 12 - м предложении текста словосочетание со связью примыкание — «пользуется обычно». Примыкают неизменяемые слова, в данном случае это наречие «обычно».
Ответ: обычно
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 10 - м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Выделенное в 10 -м предложении текста слово «бобра» отвечает на вопрос чьи? Следовательно, это определение.
Передние и задние конечности бобра различны.
Ответ: определение


(1) Два дня и три ночи бесилась непогода, на третий день улеглась.(2) Ветер стих, неожиданно уступив тишине и морозу. (3) Малиновый солнечный шар коснулся края небесной лазури. (4) Он всплывал из-за леса, уменьшаясь и плавясь в слиток золота. (5) И вдруг этот слепящий слиток быстро отделился от горизонта.
(6) Вся лесная стихия приняла невиданно сказочный образ. (7) Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца. (8) На другом небесном краю ещё умирал сизый сумрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко оттеняемый этим светлым сумраком, бледнел над лесами, когда снега заискрились вокруг. ( 10) Ели, отягощённые белыми снежными клубами, изменили свои очертания, но безмолвствовали. ( 11) Кроны старых сосен гордо остались сами собою.
(12) Пар ещё не остывших влажных низин поднялся на уровень древесных вершин и замёрз, рассыпался на свободных от снега ветках берёз. (13) Несчётные россыпи мельчайших бисеринок засверкали на солнце. (14) С последним колыханием исчезающего осеннего тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал неспешно гранить, ковать, серебрить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.
(16) Лесная речка, ещё вчера бежавшая навстречу метели, начала сдавливаться серебряными зубцами. (17) Прозрачный лёд смело наползал на середину струи, сужая водяной ток прочным панцирем.
(18) И всё вокруг бесшумно сияло, сверкало, искрилось от морозного света.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 4-е и 5-е предложения текста:
Рассмотрим языковые средства, с помощью которых связаны между собой 4-е и 5-е предложения текста:
4) Он всплывал из-за леса, уменьшаясь и плавясь в слиток золота. (5) И вдруг этот слепящий слиток быстро отделился от горизонта.
1) лексический повтор «слиток»
3) союз И
4) местоимение «этот»(указывает на слиток)
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений противоречат содержанию текста:
Противоречат содержанию текста:
3) После восхода солнца снег начал постепенно таять. — Читаем в предложении (14) С последним колыханием исчезающего осеннего тепла всё замёрзло.
4) Ели и сосны шумели, колыхались от ветра. — Читаем в предложении ( 10) Ели, отягощённые белыми снежными клубами, изменили свои очертания, но безмолвствовали.
Правильный ответ указан под номером 34
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
2) художественный стиль речи
3) тип речи - описание с элементами повествования
5) задача речи - показать красоту морозного утра.
Ответ: 235
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 17-м предложении текста:
Укажем лексические характеристики слова «густой», выделенного во 17-м предложении текста:
1) употреблено в значении «пропускающий сквозь себя свет»
5) антоним - мутный.
Правильный ответ указан под номером 15
Найдите в 5-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 5-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука — вдруг.
При произнесении буква «г» в конце слова обозначает не звук [г], а звук [к]. Это и называется оглушением согласного.
Ответ:вдруг
Найдите в 12-м предложении относительное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 12-м предложении относительное прилагательное — «древесных». Оно не имеет степени сравнения, краткой формы и не обозначает качество предмета.
Ответ: древесных


Найдите в 18 - м предложении текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В 18 - м предложении текста словосочетание со связью согласование — «морозного света». В роли зависимого слова выступают прилагательные, причастия, а также другие части речи, имеющие возможность изменяться по родам, падежам и числам. В словосочетании они принимают такую же форму, как и главное слово.
Ответ: морозного
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 12 - м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Выделенное в 12 -м предложении текста слово «берез» отвечает на вопрос каких? Следовательно, это определение.
Пар ещё не остывших влажных низин поднялся на уровень древесных вершин и замёрз, рассыпался на свободных от снега ветках берёз.
Ответ: определение


(1) Все знают, что город растет в ширину. (2) А вот о вертикальных городах сегодня говорят как о явлении пусть не совсем далёкого, но будущего. (3) Высота домов в таком городе может даже превышать две тысячи метров. (4) И проект подобного суперсооружения недавно создан японскими учёными.
(5) Гигантский небоскрёб поделён на четырнадцать секций. (6) Каждая из таких секций — универсальный микрорайон, центр которого представляет собой открытое воздуху и свету пространство, засаженное деревьями, цветами, декоративными кустарниками. (7) Искусственно созданный ландшафт предполагает наличие ручейков, каскадов и разнообразных водоёмов, несмотря на то что с помощью мощных гидравлических систем воду придётся подавать на головокружительную высоту.
(8) Коническая форма здания поможет защититься от грозных сил природы: землетрясений, цунами, смерчей, тайфунов, проливных дождей. (9) А в случае сильной жары, холода, понижения уровня кислорода в атмосфере этажи этого чудо-здания мгновенно самозакрываются, недостаток же того или иного климатического параметра восполняется искусственно.
(10) Планировка квартир в блок-секциях будет свободной, с переносными самоотодвигающимися перегородками. (11) Она, кроме санитарной зоны, создаётся самими жильцами с помощью компьютерных технологий. ( 12) Помимо жилых блоков, на этажах гипернебоскрёбов будут размещаться производственные и административно-культурные сооружения.
(13) Современные зодчие мечтают о новой Вавилонской башне! (14) И воплощение этой мечты — дело не такого уж далёкого будущего!
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 2-е и 3-е предложения текста:
Рассмотрим языковые средства, с помощью которых связаны между собой 2-е и 3-е предложения текста:
(2) А вот о вертикальных городах сегодня говорят как о явлении пусть не совсем далёкого, но будущего. (3) Высота домов в таком городе может даже превышать две тысячи метров.
1) лексический повтор «городах, городе»
4) местоимение «таком»(указывает на город)
Правильный ответ указан под номером 14
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений противоречат содержанию текста:
Противоречат содержанию текста:
1) В вертикальных городах будущего высота домов может превышать две тысячи метров.
2) В гипернебоскрёбах невозможно будет воссоздать естественные ландшафты.— опровергается предложением 6
3) Oг разрушительных сил природы город защитит устойчивая конусообразная форма сооружений.
4) С помощью компьютерных технологий жильцы сами смогут осуществлять планировку своей квартиры.
5) Попытка создать вертикальные города, как и строительство легендарной Вавилонской башни, обречена на провал.— опровергается предложением 14
Правильный ответ указан под номером 25
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи
3) тип речи - описание
Правильный ответ указан под номером 13
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 9-м предложении текста:
Укажем лексические характеристики слова «недостаток», выделенного во 9-м предложении текста:
2) употреблено в значении «отсутствие чего-либо в нужном количестве»
4) синоним - дефицит
5) антоним - избыток.
Правильный ответ указан под номером 245
Найдите в 8-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 8-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука — тайфунов.
При произнесении буква «в» в конце слова обозначает не звук [в], а звук [ф]. Это и называется оглушением согласного.
Ответ:тайфунов
Найдите в 9-м предложении относительное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 9-м предложении относительное прилагательное — «климатического». Оно не имеет степени сравнения, краткой формы и не обозначает качество предмета.
Ответ: климатического


Найдите в 4- м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В 4 - м предложении текста словосочетание со связью примыкание — недавно создан. Примыкает неизменяемое слово, в частности — наречие.
Ответ: недавно
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 4 - м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Выделенное в 4 -м предложении текста слово «созданы» является кратким причастием и выполняет роль именной части сказуемого
Ответ: сказуемое


(1) Музыка (от греческого «musike» — искусство муз) — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.
(2) Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишён смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира звучащим искусством музыку делает интонация. (3) К средствам выразительности в музыке относятся также следующие компоненты музыкальной формы: мелодия, фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и другие.
(4) Музыка обладает ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в её интонационном, мелодическом, ритмическом строе. (5) Особенно характерно это для народного музыкального творчества, представленного в культуре каждой нации.
(6) В зависимости от средств, с помощью которых воспроизводится музыка, различают вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную музыку. (7) Различают также виды музыки (симфоническая, оперная, камерная и др.) и жанры (песня, танец, соната, сюита, этюд, симфония, опера).
(8) Специфические особенности музыки, её способность выражать тончайшие оттенки чувств и психических состояний, а также воздействовать на глубинный мир человека делают понятной ту роль, которая отводилась ей как средству воспитания на протяжении всей истории развития человеческого общества. (9) Значительное воздействие на человека оказывает классическая музыка, обладающая свойством по-своему
совершенствовать и возвышать душу.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 6-е и 7-е предложения текста:
Рассмотрим языковые средства, с помощью которых связаны между собой 6-е и 7-е предложения текста:
(6) В зависимости от средств, с помощью которых воспроизводится музыка, различают вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную музыку. (7) Различают также виды музыки (симфоническая, оперная, камерная и др.) и жанры (песня, танец, соната, сюита, этюд, симфония, опера).
Также — союз; лекс. повтор — музыки
Правильный ответ указан под номером 13
Прочитайте текст и определите, на какие вопросы в тексте нет ответов:
Нет ответов на вопросы:
1) Что является средствами выразительности в музыке? —Отвечает предложение 3.
2) Как характеризуется музыка в зависимости от средств воспроизведения? —Отвечает предложение 6.
3) Какие музыкальные инструменты используются в народном музыкальном творчестве?
4) Какое влияние оказывает классическая музыка на человека? —Отвечает предложение 9.
5) Как организовать воспитательный процесс с помощью музыки?
Правильный ответ указан под номером 35
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
2) научный стиль речи
4) тип речи - описание
5) задача речи - охарактеризовать музыку как вид искусства.
Правильный ответ указан под номером 245
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 8-м предложении текста:
Укажем лексические характеристики слова «специфический», выделенного в 8-м предложении текста:
1) употреблено в значении «свойственный только данному предмету, явлению»
4) синоним - отличительный
Правильный ответ указан под номером 14
Найдите в 7-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 7-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука — этюд.
При произнесении буква «д» в конце слова обозначает не звук [д], а звук [т]. Это и называется оглушением согласного.
Ответ:этюд
Найдите в 9-м предложении качественное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 9-м предложении качественное прилагательное — «значительное». Оно имеет степень сравнения, краткую форму и обозначает качество предмета.
Ответ: значительное


Найдите в 5- м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В 5- м предложении текста словосочетание со связью примыкание — «особенно характерно». Примыкает неизменяемое слово, в частности — наречие.
Ответ: особенно
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 1 - м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Музыка — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.
Слово «который» является местоимением, в предложении это союзное слово является обстоятельством.
Ответ: обстоятельство


(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, всякий раз он удивляет новизной впечатлений. (2) Есть особенная радость для души в светлой свежести берёзовых рощ и в сдержанной силе вековых дубрав, в таинственности густых ельников и в шуме соснового бора. (3) Ветка цветущей ивы, огненно-багряный кленовый лист, коричневая шляпка боровика, пение птиц и даже жужжание шмеля — всё это наполняет лес подлинной поэзией.
(4) А бывали ли вы когда-нибудь в Беловежской пуще? (5) Её неброская, на первый взгляд, красота обладает особой притягательной силой, способной глубоко тронуть душу.
(6) Незабываемое впечатление производят древние вековые ельники и могучие дубравы — память о тех первозданных лесах, которые покрывали в прошлом большую часть Европы. (7) Дикий мир пущи необыкновенно разнообразен: он дремуч и светел, угрюм и радостен, стар и молод. (8) Особенно живописны здесь дубравы, удивительно нарядные осенью, когда их мощные кроны наливаются яркими красками.
(9) Здесь никогда не бывает скучно! (10) Ведь каждая тропа, уводящая вглубь, таит радость новых открытий. (11) И, постигая их шаг за шагом, как будто попадаешь в зелёный, полный удивительной жизни храм, омытый благодатными дождями, прогретый жарким солнцем, напоённый запахом хвои, цветов и трав. (12) Так давайте же беречь Беловежскую пущу — наше национальное достояние!
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 10-е и 11-е предложения текста:
Рассмотрим связь между предложениями 10 и 11.
(10) Ведь каждая тропа, уводящая вглубь, таит радость новых открытий. (11) И, постигая их шаг за шагом, как будто попадаешь в зелёный...
Их (местоимение)= открытий;
союз И.
Ответ: 34
Прочитайте текст и определите, какие из nриведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста
В тексте нет ответов на вопросы:
1) Лес всегда удивляет нас новизной впечатлений.
2) Незабываемое впечатление производит Беловежская пуща.
3) Мир Беловежской пущи удивительно однообразен. Неверно: (7) Дикий мир пущи необыкновенно разнообразен
4) Дубравы Беловежской пущи осенью нарядны и живописны.
5) В Беловежской пуще никогда не бывает скучно.
Правильный ответ указан под номером 1245
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи
3) тип речи - описание с элементами рассуждения
5) задача речи — описать красоту белорусских лесов, в частности Беловежской пущи, и призвать беречь это национальное достояние.
Правильный ответ указан под номером 135
Найдите в 1-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №1 есть слово «удивляет», в котором 9 букв и 10 звуков, буква Е обозначает два звука: [й], [э].
Ответ: удивляет
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В третьем предложении слово ДАЖЕ является частицей.
Ответ: частица.


Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 11-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Словосочетание «запахом хвои» построено по типу управления.
При управлении главное слово требует от зависимого определённого падежа. При изменении по падежам изменяется только главное слово: запах (чего?) хвои, запаху (чего?) хвои.
Ответ: управление
Найдите в тексте (среди предложений 6—10) сложноподчинённое предложение с при
даточной времени. Номер предложения запишите цифрой (например, 9) в область ответов.
(8) [Особенно живописны здесь дубравы, удивительно нарядные осенью], (когда их мощные кроны наливаются яркими красками).
Придаточное предложение отвечает на вопрос: когда особенно живописны?
Ответ: 8


(1) Никита проснулся с предчувствием счастья, потому что должен был наконец прийти обоз с обещанным дедом Никифором подарком. (2) Мальчик поскорее оделся и вышел во двор.
(3) Утро было ясное и морозное. (4) Над всей деревней стояли столбы синего дыма. (5) За ночь на деревьях ещё гуще лёг иней, а огромные тополя над прудом совсем опустили заснеженные ветви.
(6) Вскоре Никита увидел, что на дороге, правее деревни, появились возы. (7) Один за другим они выползли из овражка и поплелись по дороге вдоль пруда к плотине. (8) Всего в обозе было шестнадцать саней. (9) Лошади шли бодро, хлопали кнуты, пар стоял над обозом.
(10) Первым въехал на двор во главе обоза Никифор, коренастый старик в валенках, обмотанных верёвками. (11) Он обернулся и крикнул тем, кто был позади:
(12) — Эй, заворачивай к амбарам, а последний воз к дому.
(13) Когда этот воз приблизился, Никита не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то большое, странной формы, зелёное, с длинной красной полосой. (15) У мальчика забилось сердце. (16) На санях лежала, скрипя и покачиваясь, двухвёсельная крутоносая лодка. (17) Сбоку лодки из саней торчали два зелёных весла и мачта с медной маковкой на конце.
(18) Так вот какой был подарок, обещанный дедом Никифором!
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 6 и 7-е предложения текста:
(6) Вскоре Никита увидел, что на дороге, правее деревни, появились возы. (7) Один за другим они выползли из овражка и поплелись по дороге вдоль пруда к плотине
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, какие из nриведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста
В тексте нет ответов на вопросы:
1) Что делал Никита накануне вечером?
5) Как дед Никифор выбирал лодку?
Правильный ответ указан под номером 234
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
2) художественный стиль речи
3) тип речи - повествование с элементами описания
4) задача речи - рассказать о том, как начался счастливый для Никиты день передать чувства мальчика, который долго ждал обещанного подарка и наконец получил его
Правильный ответ указан под номером 234
Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №6 есть слово «правее», в котором вторая буква Е обозначает два звука: [й], [э].
Ответ: правее
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 7-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В седьмом предложении слово «вдоль» (пруда) является предлогом.
Ответ: предлог.


Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 2-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Словосочетание «поскорее оделся» построено по типу примыкания. Примыкает неизменяемое слово, наречие.
Ответ: примыкание
Найдите в тексте (среди предложений 6—10) бессоюзное предложение. Номер предложения запишите цифрой (например, 7) в область ответов.
(9) [Лошади шли бодро], [хлопали кнуты], [пар стоял над обозом].
Ответ: 9


(1) Смог бы мир существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. (3) Расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись бы миллионами рублей. (4) Без птиц ничего не осталось бы от наших урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей. (6) Большая синица, например, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, а пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полторы тонны зерна. (7) Как же благодарен должен быть человек своим пернатым друзьям! (8) Как же бережно должен он относиться к ним!
(9) У нас ещё есть возможность сохранить удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу такое, не обойтись им без помощи множества любителей натуралистов. (10) Эта помощь заключается не только в нетерпимом отношении к тем, кто губит пернатых, но и в заботе о лесе, о зелёном убранстве городов и сёл, в подкормке птиц, устройстве гнездовий.
(11) Каждый человек должен осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу Земли. (12) Пока этого не будет, экологические проблемы не могут быть успешно решены.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 9-е и 10-е предложения текста:
(9) У нас ещё есть возможность сохранить удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу такое, не обойтись им без помощи множества любителей натуралистов. (10) Эта помощь заключается не только в нетерпимом отношении к тем, кто губит пернатых..
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, какие из nриведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста
Соответствуют содержанию текста
2) Люди должны бережно относиться к своим пернатым друзьям.
3) Чтобы сохранить мир птиц, нужны усилия не только орнитологов.
Правильный ответ указан под номером 23
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
3) тип речи - рассуждение
4) задача речи - рассказать о том, как сохранить урожай
5) задача речи - убедить читателей в том, что мы должны быть благодарны птицам за их помощь и что каждый человек должен осознавать свою ответственность за судьбу Земли.
Правильный ответ указан под номером 35
Найдите в 12-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №12 есть слово «экологические», в котором последняя буква Е обозначает два звука: [й], [э].
Ответ: экологические
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 9-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В девятом предложении слово однако является союзом, соединяет части предложения.
Ответ: союз.


Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 12-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Словосочетание «успешно решены» построено по типу примыкания .
Примыкает неизменяемое слово, наречие.
Ответ: примыкание
Найдите в тексте (среди предложений 6—10) сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Номер предложения запишите цифрой (например, 4) в область ответов.
3) [Эта помощь заключается не только в нетерпимом отношении к тем, (кто губит пернатых), но и в заботе о лесе, о зелёном убранстве городов и сёл, в подкормке птиц, устройстве гнездовий].
Придаточное предложение отвечает на вопрос: какие?
Ответ: 10


(1) Приближалась буря. (2) Мы спустили парус в одно мгновение. (3) Несколько ударов весла — и лодка укрылась за гигантской базальтовой стеной, попав в относительно спокойный водоём. (4) В самой середине нашего укрытия поднимался из воды большой плоский камень. (5) Поверхность этого камня была покрыта бурыми водорослями и раковинами. (6) Вокруг нас высились гигантские утёсы, круто, а местами отвесно обрывающиеся в море.
(7) Волны с грохотом таранили стену, но она стойко выдерживала натиск моря. (8) Ветром перебрасывало через неё брызги. (9) Волны пенились, дробились и, ослабленные, с урчанием уходили за базальтовую стенку, выплёскиваясь на камни, к которым была привязана лодка.
(10) Выкачав из лодки воду, мы перебрали всё наше имущество и уложили его получше, прикрыв сверху брезентом и обвязав покрепче верёвками. (11) Затем мы оделись потеплее и сели на свои места в лодке, надеясь, что ветер стихнет и море хоть немного успокоится.
(12) Но, вопреки нашим ожиданиям, сильная волна подхватила лодку, как пёрышко, и на гребне вынесла в открытое море. (13) Ветер хлестнул по лицу холодной изморосью. (14) Лодка сильно накренилась: прошла вторая большая волна, потом третья. (15) Словно раненая птица, увлекаемая сильным ветром, помчалась наша лодка вдоль берега. (16) Ничего не было видно: ни где кончается вода, ни где начинается небо.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 4-е и 5 - е предложения текста:
(4) В самой середине нашего укрытия поднимался из воды большой плоский камень. (5) Поверхность этого камня была покрыта бурыми водорослями и раковинами.
1) лексический повтор
4) местоимение
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов.
На эти вопросы в тексте нет ответов.
1) Где укрылась лодка ?
3) На что надеялись путешественники?
4) Что произошло после прихода сильной волны?
Правильный ответ указан под номером 25
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) художественный стиль речи
3) тип речи - повествование с элементами описания
4) задача речи - рассказать о случае, произошедшем в море во время бури
Правильный ответ указан под номером 134
Найдите в 10-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №10 есть слово «его», в котором 3 букв и 4 звука, буква Е обозначает два звука: [й], [э].
Ответ: его
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 12-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В 12 предложении слово вопреки (нашим ожиданиям) является предлогом.
Ответ: предлог.


Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 6-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Словосочетание «отвесно обрывающиеся» построено по типу примыкания. Примыкает неизменяемое слово, наречие.
Ответ: примыкание
Найдите в тексте (среди предложений 7—11) сложноподчинённое предложение с придаточной определительной. Номер предложения запишите цифрой (например, 9) в область ответов.
(9) [Волны пенились, дробились и, ослабленные, с урчанием уходили за базальтовую стенку, выплёскиваясь на камни], (к которым была привязана лодка).
Придаточное предложение отвечает на вопрос: какие камни?
Ответ: 9


(1) Всё хорошо было в этой деревне. (2) Всюду было свежо и чисто, словно каждое утро ходил кто-то с новой метлой и подметал тропинки вдоль домов, прошлогоднюю траву, которая плотным войлоком затянула всю улицу.
(3)Дома в деревне стояли в один ряд, окнами на восход, а между домами росли большие ивы. (4) Кора этих ив была настолько стара и так глубоки были морщины, избороздившие её, что, наверное, рыжим муравьям, живущим в корнях под ивами, казалось, что они ползут по горным ущельям. (5) По другую сторону улицы весело пестрели, как ситцевые рубашки, поленницы берёзовых дров, сараи да курятники, похожие на огромные плетёные корзины.
(6) Домов стояло всего шестнадцать. (7) Четыре были заколочены и черны, но один ослепительно сверкал соломенной свежестью брёвен. (8) Плотно и добротно сбитый, стоял он на не просохшем ещё кирпичном фундаменте. (9) И золотая чешуя деревянной крыши, и лакированная чернота не занавешенных пока окон — всё говорило о том, что в дом этот скоро приедут новосёлы. (10) В этом прохладном и светлом доме хотелось и жить по новому. (11) А внизу, под деревней, под песчаной, постепенно оползающей кручей, широко разлилась коричневая от весеннего паводка река.
(12) Всё было по-весеннему прекрасным в этой тихой северной деревеньке. (13) Каждый день светило солнце, но просыхающая земля хранила ещё в глубинах холод, и оттого, наверное, так чист и прохладен был воздух, пропахший речным песком и тянущейся к свету травой.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 3-е и 4-е предложения текста:
Предложение №4 связано с предыдущим с помощью лексического повтора «ивы — ив» и местоимения «этих».
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение следующие подтемы:
1) Старые ивы — предложение №4.
3) Деревенская улица — предложения №3-6.
4) Новый дом - предложения №7-9.
Правильный ответ указан под номером 134.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля, описание; задача речи — создать художественный образ северной деревеньки.
Правильный ответ указан под номером 235.
Найдите в 7-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
корень + суффикс + суффикс + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В предложении №7 слово сверкал + нулевое окончание соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание
Ответ: сверкал


Найдите в 5-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
Примыкание — вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу.
В предложении №5 таким словосочетанием является словосочетание весело пестрели, в котором пестрели — главное слово, весело — зависимое слово.
Ответ: весело
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 2-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(2) Всюду было свежо и чисто, словно каждое утро ходил кто-то с новой метлой и подметал (что?) тропинки вдоль домов, прошлогоднюю траву, которая плотным войлоком затянула всю улицу.
Ответ: дополнение
Найдите в тексте (среди предложений 7—10) сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 21).
(9) [И золотая чешуя деревянной крыши, и лакированная чернота не занавешенных пока окон — всё говорило о том], О ЧЁМ? (что в дом этот скоро приедут новосёлы).
Ответ: 9


(1) Шиншиллы — это грызуны семейства шиншилловых. (2)Длина тела варьируется от 22 до 38 сантиметров. (3) Масса взрослой особи составляет от 0,5 до 1 килограмма. (4) Для грызунов семейства шиншилловых характерны крупные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Передние и задние конечности четырёхпалые, однако пальцы задних конечностей значительно укорочены. (6) Скелет тонкокостный, малая берцовая кость небольшая и не сращена с большой берцовой.
(7) Волосяной покров густой, мягкий. (8) Окрас спинной стороны тела голубовато серый, брюшная же поверхность желтовато-белая. (9) Хвост покрыт жёсткими волосами. (10) Усы, или вибриссы, многочисленные, длинные, белого либо чёрного цвета.
(11) Череп с ярко выраженным межглазничным сужением. (12) Резцовые отверстия длинные, нижняя челюсть имеет узкие угловые отростки, резко направленные вверх.
(13) У грызунов данного вида в ДНК-наборе шестьдесят четыре хромосомы, которые обеспечивают определённую жизнестойкость популяции.
(14) Представители шиншилловых ведут активный ночной образ жизни и, как правило, моногамны.
(15) Из-за ценного меха шиншиллы в двадцатом веке были практически уничтожены. (16) Однако в настоящее время они охраняются государством и их численность постепенно возрастает.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 15-е и 16-е предложения текста:
Предложение №16 связано с предыдущим с помощью местоимения «они» и союза «однако».
Ответ: 34
Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Содержанию текста соответствуют следующие утверждения:
2) ДНК-набор обеспечивает определённую жизнестойкость шиншилл. — предложение №13.
4) Шиншиллы ведут активный ночной образ жизни. — предложение №14.
5) Ценный мех долгое время был причиной массового истребления шиншилл. — предложение №15.
Правильный ответ указан под номером 245.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст-описание в научном стиле; задача речи — дать конкретную информацию о грызунах семейства шиншилловых.
Правильный ответ указан под номером 135.
Найдите в 6-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
приставка + корень + суффикс + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
В 6-м предложении есть слово сращена, строение которого соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание.
Ответ: сращена


Найдите в 15-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
Словосочетание практически уничтожены со связью примыкание. Главное слово — уничтожены, зависимое — практически.
Ответ: практически
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 12-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(12) Резцовые отверстия длинные, нижняя челюсть имеет узкие угловые отростки, резко направленные вверх.
Ответ: сказуемое
Найдите в тексте (среди предложений 10—13) бессоюзное сложное предложение. Номер предложения запишите цифрами (например, 18) в область ответов.
(12) [Резцовые отверстия длинные], [нижняя челюсть имеет узкие угловые отростки, резко направленные вверх].
Ответ: 12


(1) Папоротники — это древнейшие растения, появившиеся около 400 миллионов лет назад. (2) Гигантские папоротниковые растения во многом определяли облик планеты в конце палеозойской — начале мезозойской эры.
(3) Современные папоротники сильно различаются по размерам, жизненным циклам, особенностям строения. (4) Широкое распространение папоротников по земному шару обусловлено устойчивостью к переувлажнению, громадным количеством производимых спор. (5) Папоротники встречаются в лесах, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов. (6) Но самое их большое разнообразие — в местах, где тепло и сыро: в тропиках и субтропиках.
(7) Упапоротников ещё нет настоящих листьев. (8) То, что у папоротника напоминает лист, — это не лист, а целая система ветвей, расположенных в одной плоскости.
(9) Значение папоротников в жизни человека не так велико по сравнению с семенными растениями.
(10) Некоторые папоротники употребляются в пищу, например страусник обыкновенный. (11) Однако многие их виды ядовиты. (12) Наиболее токсичными из произрастающих в средней полосе папоротников являются представители рода ицитовников. (13) Экстракты из щитовника используются в медицине.
(14) С девятнадцатого века папоротники используют как комнатные растения. (15) Орхидеи часто выращивают в почве, содержащей густо переплетённые тонкие корни папоротника.
(16) Стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом, а на Гавайях их крахмалистую сердцевину используют в пищу.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 5-е и 6-е предложения текста:
Определим связь между предложениями:
(5) Папоротники встречаются в лесах, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов. (6) Но самое их большое разнообразие — в местах, где тепло и сыро: в тропиках и субтропиках.
1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз НО
4) местоимение ИХ
5) одинаковый порядок слов
Ответ: 34
Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Определим, какие из приведённых ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Папоротниковые растения появились на Земле в глубокой древности.
4) Папоротники не так широко используются человеком, как другие растения.
5) Некоторые папоротники могут служить продуктом питания.
Правильный ответ указан под номером 145.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1) научный стиль речи;
4) тип речи — описание;
5) задача речи — сообщить читателю объективную информацию о папоротниках как
виде растений.
Правильный ответ указан под номером 145.
Найдите в 4-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
приставка + приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Слово переувлажнению имеет заданное строение.
Ответ: переувлажнению


Найдите в 3-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
Связь типа примыкание подразумевает, что слова не будут ни согласовываться (согласование) друг с другом, ни подчиняться боле сильному (управление). Нужно найти словосочетание с неизменяемым словом: сильно различаются
В этом словосочетании слово «сильно »(наречие) никак не связано с главным словом «различаются» , только по смыслу.
Ответ: сильно
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 9-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Определите, каким членом предложения является слово велико
Значение папоротников в жизни человека не так велико по сравнению с семенными растениями. Краткое прилагательное, является сказуемым, именной часть.
Ответ: сказуемое|частьсказуемого
Найдите в тексте (среди предложений 3—6) сложноподчинённое предложение. Номер предложения запишите цифрами (например, 2) в область ответов.
(6) [Но самое их большое разнообразие есть — в местах], (где тепло и сыро: в тропиках и субтропиках). Двоеточие стоит для выделения уточняющих однородных членов. Это сложноподчинённое предложение.
Ответ: 6


( 1) Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении — искусстве «золотой Хохломы».
(2) Хохлома — это удивительная яркость цвета и праздничность. (3) Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние затейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. (4) И недаром! (5) Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. (6) Они блестят золотистым металлическим блеском. (7) Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. (8) Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой ожили любимые природные мотивы.
(9) Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку.
(10) Самый любимый орнамент художников — «травка». (11) Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. (12) А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».
(13) Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. (14) Прекрасную традицию хохломские художники сохраняют и сегодня, украшая обычные предметы нарядной росписью. ( 15) И с этими вещами в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 14-е и 15-е предложения текста:
(14) Прекрасную традицию хохломские художники сохраняют и сегодня, украшая обычные предметы нарядной росписью. ( 15) И с этими вещами в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
2) синонимические замены: предметы-вещами
3) союз И
4) местоимение этими
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
В тексте нашли отражение подтемы:
1) История зарождения искусства «золотой Хохломы». Об этом не рассказывается
2) Яркость и праздничность изделий хохломских мастеров.
3) Излюбленные мотивы хохломской росписи.
4) Процесс обучения хохломских мастеров. Об этом не говорится
5) Изделия хохломских художников несут людям красоту и радость.
Правильный ответ указан под номером 235
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи
3) тип речи - описание
5) задача речи - показать своеобразие искусства «золотой Хохломы».
Правильный ответ указан под номером 135
Найдите в 14-м предложении относительное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Найдите в 14-м предложении относительное прилагательное
Относительные прилагательные не обозначают признак, который может встречаться в предмете в большей или меньшей степени.
Ответ: хохломские


Найдите в 12-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В предложении 12 словосочетание тогда называют со связью примыкание. Главным является слово «называют», зависимым — «тогда».
Ответ: тогда
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 15-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
( 15) И с этими вещами в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Ответ: дополнение


1) Я считаю, что каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.
(3) Существуют различные способы интеллектуального развития. ( 4) Основной (но, разумеется, не единственный), на мой взгляд, — это чтение.
(5) Я точно знаю, каким не должно быть чтение. (6) Чтение не должно быть случайным. (7) Почему? (8) Потому что это огромный расход времени, а время между тем величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (9) Чтение, безусловно, должно быть избирательным, продуманным, глубоким. (10) В чём должен проявляться его избирательный характер? (11) По моему мнению, в целенаправленном отборе книг.
(12) В идеале хорошо было бы составить своеобразную программу чтения. ( 13) Разумеется, не обязательно следовать ей жёстко. ( 14) Да, отступления от неё возможны там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (15) Отклонились от первоначального плана — составьте для себя новую программу, учитывающую появившиеся иные интересы.
(16) Чтение не должно быть простой самоцелью. ( 17) Для того чтобы быть эффективным, оно должно в первую очередь интересовать читающего. (18) Так что развивайте в себе интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры. (19) Такой интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 18-е и 19-е предложения текста:
Определим средства связи
(18) Так что развивайте в себе интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры. (19) Такой интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
1) лексический повтор — интерес
4) местоимение —такой
Правильный ответ указан под номером 14
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
Соответствуют содержанию текста:
1) Любой человек должен заботиться о своём интеллектуальном развитии.
3) Чтение должно быть избирательным и целенаправленным.
5) Наличие увлечённости чтением — залог его эффективности.
Правильный ответ указан под номером 135
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1) стиль речи публицистический
3) тип речи — рассуждение
Правильный ответ указан под номером 13
Найдите в 15-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Найдите в 15-м предложении относительное прилагательное «новую».
Качественные прилагательные обозначают признак, который может встречаться в предмете в большей или меньшей степени.
Ответ: новую


Найдите в 3-м предложении текста словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В предложении 3 словосочетание способы развития со связью управление. Главным является слово «способы», зависимым — «развития».
Ответ: развития
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 8-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
(8) Потому что это огромный расход времени, а время между тем величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки.
Ответ: дополнение


(1) Есть на карте России, недалеко от Нижнего Новгорода, село Хохлома, известное теперь всему миру своими неповторимыми изделиями.
(2) Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. (3) По одной из легенд, принёс на Нижегородскую землю искусство золотой росписи старообрядец-иконописец. (4) Селились вокруг избы мастера люди, перенимали его искусство. (5) Быстро разлетелась слава об умельце, дошла и до царского дворца. ( 6) Послал царь стрельцов за мастером, да воля тому была дороже жизни. (7) Передал он свои секреты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сгорел ли иконописец вместе с домом или ушёл дальше за волей, неизвестно. (9) Но остались его краски — цвет жаркого костра и чернь пепелища, осталось мастерство горячего сердца, золотых рук да свободной души. (1О) А огненная жар-птица стала символом хохломской росписи.
( 11) Конечно, это легенда, но действительно уходили в леса старообрядцы, знавшие секреты золочения икон без золота. (12) Деревянные иконы покрывали тонким слоем растёртого в порошок серебра, пропитывали олифой и ставили в русскую печь. (13) После закалки огнём икона обретала новый золотистый цвет. (14) А позже эти приёмы стали использовать для изготовления расписной деревянной посуды.
(15) Сегодня для народного хохломского промысла нет границ! (16) Хохломская роспись вышла из традиционных рамок —трёхцветные узоры можно увидеть на бусах, серёжках, ёлочных игрушках, рисовальных наборах, даже на валенках и варежках.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 8-е и 9-е предложения текста:
Определим средства связи
(8) Сгорел ли иконописец вместе с домом или ушёл дальше за волей, неизвестно. (9) Но остались его краски...
3) союз Но
4) местоимение его
Правильный ответ указан под номером 34.
Прочитайте текст и определите, на какие вопросы в тексте нет ответов:
Нет ответов на вопросы
2) Сколько есть разных версий возникновения хохломского промысла?
3) Каковы излюбленные сюжеты хохломской росписи?
Правильный ответ указан под номером 23
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Укажем, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи
3) тип речи - повествование с элементами описания
Правильный ответ указан под номером 13
Найдите в 12-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Найдите в 12-м предложении качественное прилагательное
Качественные прилагательные обозначают признак, который может встречаться в предмете в большей или меньшей степени.
Ответ: тонким


Найдите в 6-7-м предложениях текста словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
В предложении 7 словосочетание свои секреты со связью согласование. Главным является слово «секреты», зависимым — «свои».
Ответ: свои
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 4-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
((4) Селились вокруг избы мастера люди, перенимали кого? что? его искусство.
Ответ: дополнение


(1) Был хороший майский день. (2) Своё свободное время я проводил, бродя по булыжным мостовым, по которым так редко проезжали автомобили, что между камней росла неприхотливая, выносливая травка.
(3) Старый русский городок, кирпично-бурый, малоэтажный, с горбатыми улочками, смотрел на меня гераниевыми своими окошками. (4) За крашеными-перекрашеными заборами ютились тесные дворики, заросшие травой с ярко-жёлтыми одуванчиками и кустами цветущей сирени. (5) Кирпичные рельефчики на фасадах обречённых на снос дряхлых домов, кирпичные украшения над окнами, похожие на удивлённо поднятые брови, — всё это резко контрастировало с белёными фасадами новых домов, поднявшихся на окраинах города.
(6) Старики сидели на скамеечках перед этими домами, под цветущими на подоконниках розовыми и алыми бальзаминами. (7) Мне, столичному жителю, волею случая попавшему в этот тихий уголок исконно русской жизни, было очень хорошо, душу мою переполняли такие добрые чувства к старым людям, которые внимательно смотрели на меня, когда я проходил мимо, что я, как со старыми знакомыми, как сродными, здоровался с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «здрасте», я смущался, будто люди одаривали меня, случайного прохожего, незаслуженным благословением.
(9) Бродя по улочкам, которые вели то вверх, то вниз, я вышел к краеведческому музею. (10) Площадка перед этим музеем, затянутая сочной травой, в которой ярко светились пушистые цветы одуванчиков, была похожа на старый церковный дворик с протоптанными тропами, с покосившейся чугунной решёткой на серых столбах из песчаника.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 9-е и 10-е предложения текста:
Определим связь между предложениями:
(9) Бродя по улочкам, которые вели то вверх, то вниз, я вышел к краеведческому музею. (10) Площадка перед этим музеем...
1) лексический повтор музею- музеем
4) местоимение этим
Ответ: 14
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных подтем нашли отражение в тексте:
Определим, какие из перечисленных подтем нашли отражение в тексте:
1) Прогулки по городу.
2) Улочки старого городка.
4) Старики на скамеечках.
Правильный ответ указан под номером 124.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
Соответствуют данному тексту:
2) художественный стиль речи;
3) тип речи - описание с элементами повествования;
5) задача речи - создать художественный образ старого русского городка.
Правильный ответ указан под номером 235.
Найдите в 8-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание
Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Найдём слово с таким строением.
Одаривали
Ответ: одаривали


Найдите в 10-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
Связь типа примыкание подразумевает, что слова не будут ни согласовываться (согласование) друг с другом, ни подчиняться боле сильному (управление). Нужно найти словосочетание с неизменяемым словом: ярко светились.
В этом словосочетании слово ярко (наречие) никак не связано с главным словом светились, только по смыслу.
Ответ: ярко
Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 7-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Определим роль слова в предложении.
Слово «мне» — дополнение.
Ответ: дополнение.
Найдите в тексте (среди предложений 1—5) сложноподчинённое предложение. Номер предложения запишите цифрами (например, 8) в область ответов.
Сложноподчинённое предложение с двумя придаточными
2) [Своё свободное время я проводил, бродя по булыжным мостовым], (по которым так редко проезжали автомобили), (что между камней росла неприхотливая, выносливая травка).
Ответ: 2
Наверх